Донузлав: сельсовет заблокировал мегапорт

2011-12-20 16:49:19

Нашумевший в прошлом проект создания крупного порта Донузлав в Крыму получил новый импульс для жизни. Один миллиард долларов готовы инвестировать китайцы, однако без закона о портах реализация этого проекта остается под большим знаком вопроса.




24 ноября Мироновский поселковый совет на неопределенное время остановил реализацию масштабного проекта по строительству грузовой части Евпаторийского морского торгового порта (на озере Донузлав). Он не поддержал предложение о выделении 22,3 га земли под нужды проекта. “Что касается Мироновского поселкового совета – это отдельная песня. Депутаты ничего не хотят слышать. Там эту косу южную застроили заинтересованные лица дворцами, поэтому понятно, откуда ноги растут”, – рассказывает свою версию событий председатель Республиканского комитета Крыма по транспорту и связи Николай Черевков. Такая принципиальность может дорого обойтись жителям поселка. В Крымском парламенте уже высказываются предложения изменить границы поселка и не решать больше вопрос строительства порта с поселковым советом.

Ставки вокруг озера Донузлав высоки. Существуют договоренности с компанией China National Technical Import & Export Corporation (CNTIC) о строительстве здесь торгового порта с общим объемом инвестиций более 1 млрд долларов. В случае переноса грузовой части из Евпатории на Донузлав порт готов увеличить переработку грузов с 2,2 до 4 млн. тонн в год. Предусматривается создание инфраструктуры для приема грузовых паромов и строительство контейнерного терминала.

Проект Жеваго Озеро Донузлав, которое находится в тридцати километрах от Евпатории, имеет глубину свыше 25 метров и длину – 22 километра. Оно соединено с морем искусственным судоходным каналом шириной 200 метров, который защищает Донузлав от волнения моря. У озера дно песчаное, что позволяет строительство глубоководного судового маршрута (фарвартера). Поверхность озера не замерзает, что является удобным для функционирования порта круглый год. Данные особенности указывают на то, что озеро обладает очень хорошими, если не идеальными, условиями для его использования в качестве промышленного порта.

Правительство Крыма планирует увеличить объем переработки груза до 9 миллионов тонн к 2025-му году.

В советские времена здесь располагалась военная база Черноморского флота, поэтому Донузлав был закрытым местом. Вопрос строительства торгово-промышленного порта Донузлав впервые был инициирован Министерством транспорта и связи Украины, возглавляемым ещё Георгием Кирпой в 2004 году, совместно с принадлежащей Константину Жеваго компанией “Ферротранс”. Проект предполагал сооружение портового комплекса для перевалки сыпучих грузов, среди которых концентраты железной руды, бокситов, кокса. Также предусматривалось строительство терминала по приему и переработке сырой нефти с нефтепроводом длинной около 100 километров.

В сентябре 2005 года был подписан указ Президента, который предусматривал проведение работы по созданию торгово-промышленного комплекса “Донузлав”. Приблизительная стоимость строительства комплекса оценивалась в 2,5 миллиарда евро. Проект предусматривал строительство порта с 12-ю терминалами, аэропорта, автомобильной дороги и железной дороги протяжённостью 104 километра.

В тоже время экологи стали высказывать опасения по поводу негативных последствий возможного функционирования промышленного порта. В частности, Крымская ассоциация экологов “Экология и мир” организовывала круглые столы и другие мероприятия с целью привлечения внимания ответственности к проблеме пагубного влияния работы порта на экологическую обстановку в регионе. В итоге Ющенко должен был в сентябре 2006 года, подписать указ, который отменял строительство порта. Сам бывший президент открыто заявил о своей нейтральности в данном вопросе, сказав: “Я не заангажирован ни в ту, ни в другую сторону, но Крым должен начать развиваться”.

Новый импульс Тема строительства Крымского торгово-промышленного комплекса вновь появилась в повестке дня в августе 2010 после принятия руководством Автономной республики Крым Стратегии экономического и социального развития АРК в период 2011-2020 годов, в которую данный проект был включен.

Новый проект предусматривает строительство на Донузлаве перегрузочного комплекса автопаромов и ролкеров, контейнерного терминала, перегрузочного комплекса генеральных грузов. В целом на создание нового грузового комплекса на Донузлаве, в соответствии с предлагаемой руководством Евпаторийского порта концепцией, необходимо 400 миллионов евро в течение 5-7 лет. В самой Евпатории  на освободившейся территории в 6 га предусмотрено создать стоянки для яхт и пассажирский морской вокзал.

После включения проекта в Стратегию развития АРК, сразу же, без учета мнений сторонников и противников комплекса, началась работа по подготовке реализации проекта. А нынешний Министр курортов и туризма АРК Александр Лиев, будучи в тот период главой Республиканского комитета водного хозяйства, заявил, что строительство промышленного порта на озере Донузлав принесёт пользу данному водному объекту. В частности, Лиев сказал: “Если у озера появится современный инвестор, способный реализовать экологические требования во время эксплуатации порта, то данный водный объект от этого только выиграет”.

После того, как спор по поводу целесообразности строительства торгово-промышленного портового комплекса “Донузлав” был закрыт,  на первом этапе до конца 2010 года планировалось завершение подготовки технической документации по переносу порта на косу. Далее начался поиск инвесторов.

Китайский миллиард В последний раз руководство АРК представило проект международным партнерам на ярмарке китайских иностранных инвестиций и сотрудничества III China Overseas Investment Fair, который проходил в начале прошлого месяца в Пекине. После презентации состоялась встреча крымской делегации во главе с теперь уже бывшим заместителем Председателя Совета министров – министром экономического развития и торговли Крыма Екатериной Юрченко, с вице-президентом компании National Technological Import & Export Corporation (CNTIC) Ву Дую. На встрече обсуждался вопрос реализации проекта строительства торгового порта на озере Донузлав. Руководство компании CNTIC пообещало полностью профинансировать проект строительства порта, который оценивается в 1 миллиард 190 миллионов долларов. Также была достигнута договорённость о том, что руководство АРК до 1 декабря 2011 года передаст китайским партнёрам всю информацию, необходимую для окончательного предложения по реализации проекта строительства порта. Представители компании CNTIC в декабре 2010 года посетили Крым по приглашению Агентства регионального развития АРК. В рамках того визита инвесторы изучили инфраструктуру порта Донузлав. Тогда стороны  подписали два меморандума, с двух сторон были сформированы рабочие группы по реализации проекта.

В случае успешной реализации проекта по строительству на озере Донузлав Крымского морского торгово-промышленного комплекса, в Крыму будет создан порт, способный принимать паромы вместимостью 150 фур. Правительство АРК планирует увеличить объем переработки груза до 2,5 миллионов тонн в год к 2015 году и до 9 миллионов тонн к 2025-му году. Кроме того на базе Евпаторийского торгового порта, который планируется перенести в порт Донузлав, планируется создание туристический инфраструктуры с гостиничными комплексами, развлекательными центрами, яхтенной мариной европейского уровня.  

Лет через 20 Главный редактор Black Sea Trans Константин Ильницкий считает, что для создания торгового порта на озере Донузлав, необходимо принятие “Закона о портах”. “Необходимость в переносе Евпаторийского порта на озеро Донузлав с организацией там инфраструктуры крупного торгово-портового центра логистики, безусловно, существует. Неудобным для его функционирования как крупного порта является месторасположение. Прибывающим фурам приходится проезжать через весь город. Донузлав в этом плане имеет преимущества. Да и не только в этом. География и климатические условия идеальны для торгового порта. Однако на сегодняшний день создание там соответствующей инфраструктуры не представляется реальным из-за земельных проблем”, – рассказывает он.

Дело в том, что земли предположительного размещения самого порта и дорог, ведущих к нему (около 6 тысяч гектар), распаеваны среди частных лиц и нужно выплачивать компенсацию. “Вот все эти моменты должен урегулировать “Закон о портах”. Без этого создание торгово-портового комплекса на озере нереально. Если делать какие-то прогнозы по поводу создания крупного торгово-портового комплекса на озере Донузлав, опираясь на сегодняшнюю действительность, то можно сказать, что этот порт будет лет через 20″, – резюмирует Константин Ильницкий.

www.cfts.org.ua