Янукович наложил вето на “Закон о портах”

2011-12-07 08:37:14

Президент Украины Виктор Янукович воспользовался своим правом и наложил вето на принятый закон «О морских портах Украины», сообщает издание «Задира».




В сообщении отмечается, что В.Янукович внес ряд предложений, которые вскоре озвучит Юрий Мирошниченко. Теперь Верховная Рада начнет писать закон заново.

Согласно предложениям президента, документ не может быть подписан, исходя из следующего:

Законом акватория морского порта определяется как отведенная администрации морских портов Украины за пределами судового хода часть водного объекта (водных объектов) в определенных пределах, включающая водную поверхность и расположенные под ней земли водного фонда, предназначенные для подхода, маневрирования, стоянки и отхода судов

(п.2 ст.1, а также абзац 6 п.п.2 п.2 Раздел VIII «Заключительные положения» относительно дополнения Водного кодекса определением термина «акватория морского порта (акватория)»).

Акватория морского порта отводится (предоставляется в пользование) администрации морских портов на основании решения Кабмина, при этом отдельное решение об отводе земель водного фонда не принимается. Границы земель водного фонда определяются координатами границ отведенной акватории (ч.3 ст.9 Закона).

В этой связи отмечается, что по ст.1 Водного кодекса водный объект – это природный или созданный искусственно элемент окружающей среды, в котором сосредоточиваются воды (море, река, озеро, водохранилище, пруд, канал, водоносный горизонт).

Таким образом, предложенное в поступившем на подпись Законе, определение термина «акватория морского порта (акватория)» противоречит родовому в отношении него определению термина «водный объект», создавая внутреннюю правовую коллизию в Водном кодексе.

Также отмечается, что по ч.1 ст.6 Водного кодекса воды (водные объекты) являются исключительно собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование. Одновременно ст.46 Кодекса определено, что водопользование может быть двух видов – общее и специальное. В поступившем на подпись законе предлагаемым дополнением в ст.48 Водного кодекса предусматривается, что использование воды водных объектов для нужд морских и речных судов не относится к специальному водопользованию. Его нельзя отнести и к такому виду водопользования, как общее водопользование, что за ст.47 Водного кодекса осуществляется гражданами для удовлетворения их потребностей – купание, плавание на лодках, любительского и спортивного рыболовства, водопоя животных, забора воды из водных объектов без применения сооружений или технических устройств и из колодцев (ч.1).

Поэтому, отвод (предоставление в пользование) акваторий морских портов не будет принадлежать ни к общему, ни к специальному водопользованию.

Т.о., Закон предусматривает внедрение нового, отличного от определенного Водным кодексом, вида водопользования – пользование акваториями морских портов. Однако при этом Законом не устанавливается механизм осуществления такого водопользования (платность водопользования, правовой режим использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов в пределах акватории морских портов, требования к администрациям морских портов по осуществлению водопользования и т.д.).

Вышеназванное приведет к правовой коллизии с нормами ряда статей Водного кодекса и повлечет пробел в правовом регулировании отношений в сфере пользования акваториями морских портов, что сделает невозможным реализацию соответствующих положений Закона.

Кроме того, Земельным кодексом определено, что:

предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности (а по п.1 ст.1 Закона, поступившего на подпись, администрация морских портов Украины – это государственное предприятие) приобретают право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности (ст.92);

право постоянного пользования земельным участком удостоверяется соответствующим государственным актом (ч.3 ст.126);

земельный участок – это часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, с определенными относительно него правами (ч.1 ст.79).

Вместе с Законом «О землеустройстве» границы земельного участка в натуре (на местности) закрепляются межевыми знаками установленного образца, а межевые знаки сдаются по акту под надзор на сохранение собственникам земли и землепользователям, в том числе арендаторам (ст.55).

Поэтому, Земельный кодекс связывает отвод земельных участков с установлением их границ в натуре на местности (в отличие от предлагаемых Законом, поступившим на подпись, координат границ отведенной акватории морского порта), получением государственного акта на землю, соответствующим режимом землепользования и т.д.

В Законе ВР не учтены данные требования, определенные базовыми законодательными актами, и не предусмотрены реальные механизмы реализации предлагаемых им положений, что будет создавать многочисленные проблемы, риски злоупотреблений в связи с неоднозначным применением Закона.

Законом, поступившим на подпись, также предусмотрено, что помещения для организации пункта пропуска через госграницу Украины, где осуществляется в установленном порядке пограничный, таможенный, санитарно-карантинный и экологический контроль и пропуск через государственную границу Украины лиц, транспортных средств, грузов и другого имущества, предоставляемые администрацией морских портов (собственником морского терминала) на условиях аренды (ч.3 ст.27).

Учитывая, что названные виды деятельности являются видами госконтроля по охране госграницы Украины и сейчас служебные помещения для соответствующих подразделений предоставляются на безвозмездной основе, введение данного положения Закона приведет к значительным дополнительным расходам из госбюджета Украины для обеспечения деятельности органов, осуществляющих контрольные функции на госгранице, с чем нельзя согласиться.

Согласно поданному на подпись Закону ВР, приватизация объектов портовой инфраструктуры в пределах морских портов осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации с учетом особенностей, определенных настоящим Законом (ч.1 ст.12). Одновременно предлагаемая Законом, поданным парламентом, концепция приватизации таких объектов не является взвешенной.

Также отмечается, что п.5 Раздел VIII «Заключительные положения» Закона Кабмину поручено в течение 10 месяцев со дня его опубликования:

обеспечить проведение реорганизации госпредприятий-морских портов путем их разделения;

по результатам реорганизации морских портов подготовить и представить на рассмотрение ВР законопроект о внесении изменений в Закон «О перечне объектов права госсобственности, не подлежащих приватизации» в части уточнения перечня объектов, не подлежащих приватизации, в связи с реорганизацией ГП-морских портов.

Это может создать определенные риски злоупотреблений и утраты объектов портовой инфраструктуры, обеспечивающие жизнедеятельность государства в целом, имеющих общегосударственное значение (ч.2 ст.5 Закона «О приватизации госимущества»), с чем нельзя согласиться.

Закон вызывает ряд других замечаний, в т.ч. концептуального характера, содержит положения, не согласующиеся с другими базовыми законодательными актами, что может привести к многочисленным правовым коллизиям, создать пробелы в правовом регулировании соответствующих отношений.

Учитывая вышеизложенное, В.Янукович предложил Закон «О морских портах Украины» отклонить.

Сообщает tbu.com.ua