2011-11-25 13:36:32
Реализация проекта строительства морского терминала по приему сжиженного газа может завершиться на стадии выкупа земельного участка.
На прошлой неделе делегация Госинвест-проекта приняла участие во
всемирном LNG-саммите в Риме, где обсуждалась ситуация на мировых
рынках сжиженного природного газа (LNG). Участие в форуме наряду с
презентацией украинского проекта строительства газового терминала
позволило трактовать это событие как вступление нашей страны во
«всемирный LNG-клуб».
Но до полноценного членства в клубе еще далеко. Несмотря на
громкие заявления украинских чиновников, нерешенными остаются множество
вопросов — начиная с отсутствия договоренностей с Турцией о проходе
LNG- танкеров через Босфор (свободного азербайджанского газа может не
хватить, чтобы полностью заполнить мощности терминала в 10 млрд. м3)
и заканчивая неопределенностью с инвесторами будущего проекта. Но
самое главное — оказывается, в Украине, имеющей наибольшую
протяженность черноморского берега, не так просто найти место для
строительства подобного терминала.
ЮЖНЫЕ ВАРИАНТЫ
Предложить варианты размещения терминала до 31 января 2012 года
должна испанская компания Socoin (входит в Gas Natural Fenosa Group),
ставшая победителем тендера на разработку ТЭО. По информации Госинвестпроекта, испанские специалисты уже изучили возможные участки для
постройки терминала и в качестве основных площадок называют район порта
«Южный» и Очаков. Рассматривалась интенсивность движения судов,
существующие глубины, необходимый комплекс мер для обеспечения захода
танкеров, имеющих длину до 300 м, погодные и климатические условия,
наличие газотранспортной инфраструктуры и т.п.
На первый взгляд наиболее оптимальный вариант размещения
терминала — порт «Южный». Это самый глубоководный порт Украины, а
наличие в этом месте таких техногенных объектов, как Одесский
припортовый завод и нефтетерминал «Пивденный», предполагает минимальные
проблемы с экологами по согласованию строительства. Здесь
рассматриваются три варианта размещения LNG-терминала: на западном
берегу лимана по соседству с ОПЗ, на восточном берегу между
нефтетерминалом и морем и рейдовый в открытом море. Третий вариант явно
был предложен для количества. Реализация проекта в открытом море не
только значительно удорожит его, но и в осенне-зимний период погодные
условия будут создавать большие проблемы для безопасной работы
терминала.
Что касается первых двух вариантов, то камнем преткновения стало
выполнение основополагающих норм при строительстве подобных объектов.
Так, во время визита в «Южный» испанские специалисты отметили, что для
строительства LNG-терминала необходим участок площадью не менее 80 га,
плюс не помешает вокруг мертвая зона (в радиусе не менее 500 м). А в
«Южном» таких условий нет. Вернее, если причальная составляющая не
представляет большой проблемы, то для самого завода по регазификации в
районе «Южного» нет как минимум до статочной территории. Кроме того,
варианты, предложенные экспертам, констатируют, что LNG-терминал будет
находиться через забор от нефтетерминала и в 500 м от припортового
завода. Что недопустимо с точки зрения безопасности.
При этом, как сообщил «к:» источник в руководстве порта «Южный»,
оба земельных участка, которые оценивали сотрудники испанской
компании, уже давно выделены собственникам, имена которых выяснить не
удалось. Не исключено, что это уважаемые люди со столичной или донецкой
пропиской, которые в случае чего потребуют приличные откупные за
переуступку участка для реализации «национального проекта».
ДОРОГОЙ ОЧАКОВ
А вот в Очакове ситуация намного интереснее. Несмотря на то, что
украинские эксперты оценивают вариант строительства LNG- терминала в
этом районе как далеко не самый оптимальный, испанским специалистам
участок в Очакове был презентован как один из наиболее перспективных.
Возможно, дело в том, что в строительстве терминала в этом районе может быть заинтересован Вадим Новинский. Еще в
2008 году «Смарт- холдинг» заявил о планах построить в Очакове крупный
порт мощностью около млн.т. Этот
проект предусматривал инвестиции в размере 1,55 млрд. евро и
позиционировался как реконструкция существующего с 1999 года ООО «Порт
Очаков» на входе в Днепро-Бугский лиман. Но в последнее время о нем
ничего не слышно: проект оказался проблемным, так как требует больше
затрат (по оценочным данным, около 60 млн.) на дноуглубление и
берегоукрепление. И если будет принято решение построить LNG-терминал,
то «Смарт-холдинг» сможет сэкономить приличную сумму на создании
акватории.
Впрочем, вряд ли испанских специалистов устроит предложенный
вариант. Ведь порт «Очаков» находится менее чем в 1 км от крупного
склада боеприпасов и в 200 м от ближаиших домов. И снова возникнет
проблема с 80 га для строительства газового терминала. Правда, как
сообщил «к:» источник в Николаевской ОГА, рассматривается возможность
размещения завода по регазификации на территории бывшего военного
аэродрома в 3 км от Очакова. Здесь следует отметить что хотя сам участок
порта имеет площадь всего 8 га, для его развития за последние два года
выделено около 70 га земли. Но эта территория прямо не примыкает к
порту между ними находятся участки площадью 16 га выделенные трем физическим
лицам, связанным с представителями портового бизнеса Николаева и
местными властями.
Самая же перспективная площадка — в районе Березанского лимана в
10 км к западу от Очакова, точнее, западный берег на входе в лиман
вблизи села Рыбаковка Но для строительства всего терминала на берегу
лимана потребуются расходы на подходной канал (около $200 млн.). Такие
затраты оправданы при постройке крупного порта но не терминала, в
котором будет в лучшем случае один судозаход в неделю. Опрошенные «к-»
специалисты предлагают построить свайный причал для приема танкеров в
полукилометре от берега под защитой острова Березань, а сам завод — на
берегу лимана В таком случае затраты на причальную составляющую терминала будут всего приблизительно $30 миллионов.
Но и здесь придется договариваться о земле так как 30 га на
берегу Березанского лимана уже давно выделены некой компании которую
связывают с одним из бывших начальников Николаевского порта.
Источник: "Комментарии"