LNG-терминалу не могут найти место

2011-11-25 13:36:32

Реализация проекта строительства морского терминала по приему сжиженного газа может завершиться на стадии выкупа земельного участка.



На прошлой неделе делегация Госинвест-проекта приняла участие во
всемирном LNG-саммите в Риме, где обсуждалась ситуация на мировых
рынках сжиженного природного газа (LNG). Участие в форуме наряду с
пре­зентацией украинского проекта строитель­ства газового терминала
позволило тракто­вать это событие как вступление нашей стра­ны во
«всемирный LNG-клуб».

Но до полноценного членства в клубе еще далеко. Несмотря на
громкие заявления укра­инских чиновников, нерешенными остаются множество
вопросов — начиная с отсутствия договоренностей с Турцией о проходе
LNG- танкеров через Босфор (свободного азербай­джанского газа может не
хватить, чтобы пол­ностью заполнить мощности терминала в 10 млрд. м3)
и заканчивая неопределеннос­тью с инвесторами будущего проекта. Но
са­мое главное — оказывается, в Украине, име­ющей наибольшую
протяженность черно­морского берега, не так просто найти место для
строительства подобного терминала.

ЮЖНЫЕ ВАРИАНТЫ

Предложить варианты размещения терми­нала до 31 января 2012 года
должна испан­ская компания Socoin (входит в Gas Natural Fenosa Group),
ставшая победителем тендера на разработку ТЭО. По информации Госинвестпроекта, испанские специалисты уже из­учили возможные участки для
постройки терминала и в качестве основных площадок называют район порта
«Южный» и Очаков. Рассматривалась интенсивность движения судов,
существующие глубины, необходи­мый комплекс мер для обеспечения захода
танкеров, имеющих длину до 300 м, погод­ные и климатические условия,
наличие газо­транспортной инфраструктуры и т.п.

На первый взгляд наиболее оптимальный вариант размещения
терминала — порт «Южный». Это самый глубоководный порт Украины, а
наличие в этом месте таких техно­генных объектов, как Одесский
припортовый завод и нефтетерминал «Пивденный», пред­полагает минимальные
проблемы с экологами по согласованию строительства. Здесь
рассматриваются три варианта размещения LNG-терминала: на западном
берегу лимана по соседству с ОПЗ, на восточном берегу меж­ду
нефтетерминалом и морем и рейдовый в открытом море. Третий вариант явно
был предложен для количества. Реализация про­екта в открытом море не
только значительно удорожит его, но и в осенне-зимний период погодные
условия будут создавать большие проблемы для безопасной работы
терминала.

Что касается первых двух вариантов, то камнем преткновения стало
выполнение ос­новополагающих норм при строительстве подобных объектов.
Так, во время визита в «Южный» испанские специалисты отмети­ли, что для
строительства LNG-терминала не­обходим участок площадью не менее 80 га,
плюс не помешает вокруг мертвая зона (в ра­диусе не менее 500 м). А в
«Южном» таких условий нет. Вернее, если причальная со­ставляющая не
представляет большой проб­лемы, то для самого завода по регазификации в
районе «Южного» нет как минимум до статочной территории. Кроме того,
вариан­ты, предложенные экспертам, констатируют, что LNG-терминал будет
находиться через за­бор от нефтетерминала и в 500 м от припор­тового
завода. Что недопустимо с точки зре­ния безопасности.

При этом, как сообщил «к:» источник в ру­ководстве порта «Южный»,
оба земельных участка, которые оценивали сотрудники ис­панской
компании, уже давно выделены соб­ственникам, имена которых выяснить не
удалось. Не исключено, что это уважаемые люди со столичной или донецкой
пропиской, которые в случае чего потребуют приличные откупные за
переуступку участка для реали­зации «национального проекта».

ДОРОГОЙ ОЧАКОВ

А вот в Очакове ситуация намного интерес­нее. Несмотря на то, что
украинские экспер­ты оценивают вариант строительства LNG- терминала в
этом районе как далеко не са­мый оптимальный, испанским специалис­там
участок в Очакове был презентован как один из наиболее перспективных.
Возмож­но, дело в том, что в строительстве терминала в этом районе может быть заинтересован Вадим Новинский. Еще в
2008 году «Смарт- холдинг» заявил о планах построить в Оча­кове крупный
порт мощностью около млн.т. Этот
проект предусматривал ин­вестиции в размере 1,55 млрд. евро и
пози­ционировался как реконструкция существу­ющего с 1999 года ООО «Порт
Очаков» на входе в Днепро-Бугский лиман. Но в послед­нее время о нем
ничего не слышно: проект оказался проблемным, так как требует боль­ше
затрат (по оценочным данным, около 60 млн.) на дноуглубление и
берегоукрепление. И если будет принято решение построить LNG-терминал,
то «Смарт-холдинг» сможет сэкономить приличную сумму на создании
акватории.

Впрочем, вряд ли испанских специалистов устроит предложенный
вариант. Ведь порт «Очаков» находится менее чем в 1 км от круп­ного
склада боеприпасов и в 200 м от ближаиших домов. И снова возникнет
проблема с 80 га для строительства газового термина­ла. Правда, как
сообщил «к:» источник в Ни­колаевской ОГА, рассматривается возмож­ность
размещения завода по регазификации на территории бывшего военного
аэродрома в 3 км от Очакова. Здесь следует отметить что хотя сам участок
порта имеет площадь всего 8 га, для его развития за последние два года
выделено около 70 га земли. Но эта тер­ритория прямо не примыкает к
порту между ними находятся участки площадью 16 га вы­деленные трем физическим
лицам, связан­ным с представителями портового бизнеса Николаева и
местными властями.

Самая же перспективная площадка — в районе Березанского лимана в
10 км к запа­ду от Очакова, точнее, западный берег на входе в лиман
вблизи села Рыбаковка Но для строительства всего терминала на берегу
ли­мана потребуются расходы на подходной ка­нал (около $200 млн.). Такие
затраты оправ­даны при постройке крупного порта но не терминала, в
котором будет в лучшем случае один судозаход в неделю. Опрошенные «к-»
специалисты предлагают построить свай­ный причал для приема танкеров в
полуки­лометре от берега под защитой острова Бере­зань, а сам завод — на
берегу лимана В таком случае затраты на причальную составляющую терминала будут всего приблизительно $30 миллионов.

Но и здесь придется договариваться о земле так как 30 га на
берегу Березанского лимана уже давно выделены некой компании кото­рую
связывают с одним из бывших начальни­ков Николаевского порта.

Источник: "Комментарии"