Украина теряет стратегические рынки сбыта отечественных товаров и услуг

2011-11-24 11:23:10

Надежды украинских властей на перезагрузку отношений с «молодыми» арабскими демократиями не принесли экономических доходов Украине, сообщают Комментарии.




«Арабская весна», которая прокатилась по странам Северной Африки в начале этого года, к концу года показала всю неэффективность украинской внешней политики. И сколько бы наш родной МИД не рассказывал об «экономическом приоритете» в своей работе, пока все заканчивается потерей стратегических рынков сбыта отечественных товаров и услуг. На примере же «молодых арабских демократий» наглядно было продемонстрировано, что само украинское правительство всячески препятствовало заработку наших компаний. Как государственных, так и частных.

Конечно, говоря про арабскую весну, нужно понимать: победитель получает все. И речь не о новых местных правительствах. Страны Запада, которые поддерживали (финансировали) революционные режимы и демократические движения, имеют карт-бланш на внешнеэкономических рынках арабских стран. «Комментарии» проанализировали сложившуюся ситуацию и подсчитали, сколько Украина потеряла от «революций фиников».

Повстанцы не остались без украинского хлеба

Думать о продовольствии и чем накормить народ нужно любому режиму. Вне зависимости от политики. Но вот Украине (житнице Европы) кормить повстанцев не пришлось. И не из-за того, что Египет или Ливия отказываются от нашей пшеницы. Наоборот. Новое правительство «фараонов» позволило Украине впервые за много лет попробовать себя в тендерах на поставку пшеницы. Однако, на пути поставок украинской продукции в Африку стали совершенно внутренние проблемы Украины – правительство решило компенсировать нехватку доходов бюджета новым налогом для зернотрейдеров. По другому, введением пошлин на вывоз зерновых не назовешь.

«Экспорт зерна был заторможен и в момент революций, Нельзя сказать, что революции затормозили экспорт, он был заторможен в стране ранее. Мало того, Египет даже во время революции продолжал закупать, Ливия продолжила закупки после революции», – говорит руководитель информационной компании «ПроАгро» Николай Верницкий.

По словам руководителя аналитического департамента консалтингового агентства «ААА» Марии Колесник, наличие таможенных пошлин сильно ограничивало экспорт. Пшеница, которая летом выходила на рынок, становилась неконкурентоспособной по сравнению с той же российской.

«Россия жестко демпинговала, а у нас ввиду квот и отмены возврата НДС, упала цена и по тем ценам, которые предлагали трейдеры, производители отказывались продавать. Как следствие этих квот, получилось не наполнение бюджета, а резкое снижение объемов экспорта на фоне хорошего урожая», – рассказала «Комментариям» Колесник.

Вслух оценивать убытки от ограничения экспорта зерна сейчас мало кто возьмется. По словам экспертов их можно приблизительно подсчитать. «За июль-октябрь поставлено 4,5 млн. тонн зерна, при том, что пропусканая способность украинских портов это 3,2 млн. в месяц. Вот посчитайте, мы за четыре месяца поставили меньше 5 млн. тонн зерна, а средняя цена $250-260 за тонну продовольственной пшеницы 3 класса», – говорит Колесник.

Согласно информации министерства аграрной политики и продовольствия Украины, на 15 ноября страна экспортировала 5,95 млн. тонн зерна, что на 0,87 млн. тонн больше по сравнению с показателем на аналогичную дату прошлого года.

Прощай, оружие!

Оружие является единственным высокотехнологическим товаром, который экспортирует Украина. Так по информации Государственной службы экспортного контроля по итогам работы ГК «Укрспецэкспорт», за 2010 год страна продала вооружения на 956,7 млн. долларов. Подписанные новые контракты с Египтом, Ливией, ОАЭ позволяли ожидать хороших доходов. Иностранных партнеров интересовали в первую очередь наша бронетехника, танки, ремонт и модернизация авиации. После падения режима Каддафи, Украина потеряла важного стратегического партнера на рынке оружия.

«Ситуация сложилась в пользу американских и европейских производителей оружия, потому что пришли к власти, правительства, которые ориентированы именно на покупку этого оружия. Ливия, которая была важным партером Украины и России, то здесь один из наиболее серьезных ударов для двух стран. В Ливии были проекты, связанные с модернизацией бронетехники, техники ПВО, я думаю, что сейчас эти контракты зависли», – говорит эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец.

Эксперт отказывается подводить итоги, поскольку год еще не закончен, однако соглашается с тем, что арабский рынок оружия Украина теряет.

«Можно говорить о том, что ситуация складывается в пользу американцев и европейцев и стоит ждать контрмер от России, чтобы повлиять на изменение ситуации в свою пользу, ожидать этого от Украины не приходится, у нас это воспринимается пост-фактум. Ни премьер, ни президент, ни крупные дипломаты никогда не занимались лоббированием продажи оружия, как это делают российские дипломаты и чиновники», – говорит Згурец.

Нефть ушла от нас*

Энергетические потуги по добыче нефти в Ливии, Египте или Сирии, которые были декларированы на высоком уровне, скорее всего, могут остаться только декларациями.

Еще в 2007 году, министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявлял, что ему удалось договориться с Муаммаром Каддафи о возобновлении контрактов на добычу нефти в Ливии. Тогда НАК «Нафтогаз» планировал начать разработку и добычу нефти до конца года, прибыль рассчитывалась до $350-400 млн. в год. Каддафи больше нет, впрочем, как и украинской добычи в Ливии.

В 2010 году Кабмин заявлял, что Украина получила право разрабатывать два египетских месторождения нефти в Западной Сахаре, добыча ведется ни шатко, ни валко, а радужные перспективы не видятся. Новые правительства заинтересованы в привлечении эффективного инвестора, который придет в страну с деньгами.

«В Египте была одна единственная скважина, на которой, несколько сот баррелей добывали в день, если взять всю добычу за весь год, то, возможно, даже один танкер наберется. В Ливии у нас все было на уровне разговоров, были декларации о намерениях, но сейчас можно говорить, что на этих проектах стоит поставить крест. Если «Нафтогаз» не в состоянии обеспечить разведку собственных месторождений, то о каком разведывательном бурений может идти речь в арабских странах, в Украине просто нет денег», – говорит заместитель директора центра «Психея» Геннадий Рябцев.

При этом Украина в последнее время вообще прекратила развивать тему поставок сжиженного газа из Северной Африки в рамках «президентского проекта». Более того, «уход» «Газпром» с «мятежных» рынков (под давлением повстанцев), похоже, окончательно запугал Украину в развитии своих проектов в регионе. Возможно даже эта «запуганность» является не столько экономическим фактором, сколько политическим. А то и психологическим.

Справка

Сколько Украина наторговала в Северной Африке и на Ближнем Востоке за два года разделенные революционными событиями и мятежами в тех странах. Согласно данным Государственной службы статистики, за 2010 год Украина экспортировала товаров на $51,4 млрд, из них в Алжир – $159,3 млн, Египет – $1,3 млрд, Саудовскую Аравию – $644,5 млн, Сирию – $646,8 млн, Ливию – $201,4 млн, Тунис – $232 млн, Бахрейн – $2,3 млн.

За восемь месяцев 2011 года экспортные показатели составили – 49,9 млрд из них: Алжир – $107,3 млн, Египет – $ 716,3 млн, Саудовскую Аравию – $595 млн, Сирию – $653,3 млн, Ливию – $655,9 тыс, Тунис – $167,2 млн, Бахрейн – $3,2 млн.

FundMarket