Проект LNG-терминала должен принадлежать Украине не менее чем на 50% – эксперт

2011-11-16 08:26:58

Украина должна контролировать не менее 50% проекта строительства LNG-терминала. Такое мнение выразил в комментарие корреспонденту УКРИНФОРМа эксперт, член наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрий Корольчук.




В условиях, когда необходимо срочно организовывать альтернативные поставки газа, самая реалистическая форма строительства терминала – это форма “консорциума”. В такой организационной форме Украина должна была бы сохранить 50% акций предприятия, а остальные 50% распределить между компаниями-инвесторами”, – сказал Ю.Корольчук.

При этом он заметил, что в случае, если Украина уступит более 50% контроля над терминалом частным структурам, появится риск повторения ситуации с зависимостью поставок ресурса, как в случае с “Газпромом”. “Компания, которая будет фактическим владельцем терминала, сможет диктовать свои условия при поставках газа. Такая ситуация может сложиться, когда терминал будут строить украинские финансово-промышленные группы”, – считает эксперт. По его мнению, одним из самых лучших вариантов сотрудничества было бы участие в консорциуме компаний, которые имеют непосредственное отношение к владельцам газа (Катар, Алжир, Египет, Малайзия).

В то же время, по убеждению эксперта, наиболее приемлемым и оптимальным вариантом является 100% участие государства в строительстве и последующем контроле LNG-терминала. “Если мне не изменяет память, то одни из первых разработок проектов строительства терминала в конце 1990-х – начале 2000-х гг. свидетельствовали именно о желании Украины за собственные средства осилить подобный проект. Но дешевый газ, который Украина в течение того периода времени получала из России, Туркменистана с помощью посреднических схем, так и не позволил убедить руководство государства в необходимости поддерживать проект LNG-терминала”, – замечает Ю.Корольчук.

Эксперт также добавил, что главное препятствие для строительства терминала – это отсутствие договоренностей и договоров с поставщиками сжиженного газа. “Разработка технико-экономического обоснования еще не гарантирует строительство терминала, как и привлечение инвесторов для проекта”, – считает эксперт. Актуальным также остается постоянное изменение цены на сжиженный газ, а также подорожание фрахта танкеров для его транспортировки. “Япония и Германия отказываются от атомной энергетики и частично будут перекрывать свои потребности за счет увеличения покупки сжиженного газа. Соответственно, и цена будет расти”, – подытоживает Ю.Корольчук.

Как сообщало агентство, 31 октября 2011 года в Лондоне, с участием президента ЕБРР, началось мировое роуд-шоу украинских “Национальных проектов”, в числе которых представлен проект строительства LNG-терминала. Запланированная мощность комплекса – 10 млрд куб. м газа в год. Построить терминал предусматривается до 2014 г. ТЭО проекта строительства терминала, которое разрабатывает испанская компания Socoin, должно быть завершено до 31 января 2012 года. В соответствии с ним, будут указаны место и ориентировочная стоимость объекта.

  www.ukrinform.ua