Юрий Крук: «Украина получит широко распространенную в мире модель функционирования морских торговых портов»

2011-11-14 12:42:22

Украинская портовая отрасль требует неотложных и коренных преобразований, технической модернизации и современной модели функционирования портов. Создать условия для решения этих задач невозможно без единой и стабильной законодательной базы. Основным документом, принятие которого положило начало реформам в отрасли и заполнило нормативный вакуум, стал Закон «О морских портах Украины», который Верховная Рада приняла 3 ноября этого года. О том, что предполагает новый законодательный акт, замглавы парламентского комитета по транспорту и связи Юрий Крук



— Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в портовой отрасли?

 — Я считаю, что это отрасль с огромным потенциалом, который
используется лишь на одну десятую. Не зря, выступая в Верховной Раде
Украины, президент в числе главных приоритетов развития страны назвал
именно портовую отрасль. Но сегодняшнее положение портов оставляет
желать лучшего. Главная причина — у нас с момента обретения
независимости сменилось восемь министров транспорта, и у каждого было
свое видение того, как должны развиваться порты. И, к сожалению, меняя
правила во время игры и переписывая концепции, мы упустили собственно
развитие портов. Нужна единая стабильная законодательная база, которая
даст уверенность инвесторам и изменит ситуацию к лучшему. И принятый
недавно Закон «О морских портах Украины» стал именно таким решением.

— Расскажите немного об этом законе…

 — В первом чтении он был принят еще в 2007 году 301 голосом. С того
времени в него внесено около четырехсот изменений, и сейчас нам удалось
учесть позиции всех сторон и интересы как государства, так и инвесторов.
Прежде всего, этот закон позволяет утвердить необходимую структуру
управления портами — такую, как принята в странах Евросоюза и в США.
Закон ограничивает возможности
принятия волюнтаристических решений начальниками портов. Это дает
инвесторам дополнительные гарантии сохранности инвестиций. В законе
также прописаны дополнительные гарантии для транзитеров грузов.

— Хотелось бы коснуться вопроса транзита. Почему значительная часть грузов, которые могли бы идти через украинские порты, уходит на Румы­нию, Россию, Грузию?

 — Есть целый ряд нормативных документов, которые отпугивают от нас
грузопотоки. Зачастую в порт Констанца, который является главным
конкурентом наших черноморских портов, грузы идут, потому что там
дешевле, потому что там более гибко меняют тарифы. Закон в основу
ценообразования по основным хозяйственным операциям, проводимым
в морских портах, закладывает принцип свободного формирования цен.
Госре­гу­ли­рованию, то есть установлению тарифов, подлежит только
деятельность субъектов естественных монополий относительно так
называемых специализированных услуг. Перечень специализированных услуг
устанавливает правительство. Таким образом, мы сможем более гибко
регулировать тарифы и станем более конкурентными на рынке транзитных
перевалок.

— Ситуацию в развитии портовой отрасли могли бы значительно улучшить частные инвесторы. Но почему-то они не спешат вкладывать деньги в этот сегмент рынка…

 — Инвесторы не идут работать в порты, потому что боятся
не­определенности и не имеют гарантий возврата своих инвестиций. И тот
и другой вопрос решается принятием нового закона. Так, согласно закону,
государство гарантирует право частной собственности на причалы,
построенные в установленном порядке за счет частных инвестиций.
Строительство за счет частных инвестиций объектов государственной
собственности теперь будет осуществляться на компенсационной основе.
Источни­ками компенсации инвестиций в гидротехнические сооружения
являются соответствующие портовые сборы, зачисления арендной платы
и временное бесплатное или льготное использование объектов
инвестирования. Также компенсации подлежат инвестиции в другие
гидротехнические сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные пути.

— Недавно поддержал принятие закона президент Украины, сказав, что,
с одной стороны, он продиктован потребностями рынка, а с другой —
стратегическим планированием на государственном уровне…

 — Закон также поддержал вице-премьер-министр инфраструктуры Борис
Колесников. Вообще закон о портах в новой редакции появился благодаря
тесному сотрудничеству комитета по транспорту ВР и рабочей группы
Ми­нис­терства инфраструктуры. На­помню, что именно по заданию
вице-премьера Бориса Колеснико­ва была создана рабочая группа, перед
которой он поставил задачу подготовить предложения по редакции закона,
чтобы максимально адаптировать его к европейскому законодательству, что
и было сделано. Мы их все учли и приняли в новом законе. Это значит, что
есть поддержка закона со стороны всех ветвей власти.

— Что взяли за основу при подготовке закона?

 — Мировую практику и положительный опыт наших конкурентов. Отрасль
требует неотложных и коренных преобразований, либерализации
имущественных и земельных отношений, технической модернизации
и современной моде­ли функционирования морских пор­тов. На сегодняшний
день Ук­раина является единственным государством на постсоветском
пространстве, где не прошли реформы в портовой отрасли. Россия, страны
Балтийского региона и Грузия благодаря либерализации портовой отрасли
и приватизации морских портов постоянно наращивают транзитный потенциал.
В таких условиях украинские порты не могут составить им конкуренцию
ни в экспортном, импортном, ни в транзитном направлении. Именно
положительный опыт в реформирова­нии портов и опыт эффективного
управления ими, который есть у наших соседей, и был взят за основу.

— Какими будут основные направления реформ, предусмотренных законом?

 — Основные направления следующие. Прежде всего, это реорганизация
всех госпредприятий — морских портов, предполагающая сохранить
в госсобственности не подлежащие приватизации стратегические объекты
портовой инфраструктуры: акваторию, гидротехнические сооружения, объекты
общего пользования. А также создание Администрации морских портов
Украины с ее филиалами в каждом морском порту.

Создаются условия и для развития портов. Согласно концепции, заложенной
в законе, морской порт является специально оборудованной для
обслуживания грузов, судов и пассажиров территорией на суше и воде.
Территории морских портов включают государственные земельные участки,
на которых расположены стратегические объекты портовой инфраструктуры,
земли, переданные в долгосрочную аренду частным инвесторам, а также
земельные участки, находящиеся в частной и коммунальной собственности.
Таким образом, предполагается задействовать для развития весь потенциал
территорий, географически привязанных к акваториям морских портов.
На сегодняшний же день де-юре территория
порта — это лишь земли, переданные государственному предприятию —
морскому порту. Также созданы механизмы реформирования госпредприятий —
морских портов и даны гарантии прав собственности. Это если вкратце.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об Администрации морских портов Украины.

 — Это будет государственное предприятие, основная цель которого —
планирование развития морских портов Украины, эффективное управление
стратегическими объектами инфраструктуры, выполнение административных
функций, в том числе взятых на себя Украи­ной по международным
соглашениям. Например обеспечение безопасности мореплавания. Все
остальное имущество госу­дарст­венных предприятий морских портов,
обеспечивающее хозяйственную деятельность, может подлежать приватизации,
передаче в аренду или концессию. При этом причалы не полежат
приватизации, но могут быть объектами аренды или концессии. В результате
Ук­раина получит широко распространенную в мире модель функционирования
морских торговых портов — своего рода симбиоз государственных структур
в виде адми­нистраций портов и частных, конкурирующих между собой
компаний.

— Какую роль в планировании развития морских портов вы отводите территориальной составляющей?

 — Предполагается создание резервного фонда земель морских портов,
который будет формироваться за счет государственных земель, а также
частных и коммунальных земельных участков по согласию их собственников.
Цель понятна: использование прилегающих территорий для перспективного
развития существующих портов, а также строительства новых морских
портов.

— Одним из важнейших вопросов в преобразовании отрасли эксперты считают модернизацию портов. Каково ваше мнение по этому поводу?

 — Действительно, отсутствие понятных для инвесторов правил
и гарантий обусловило крайне низкий, недостаточный для интенсивного
развития объем инвестиций в морской хозяйственный комплекс. Как
следствие, отечественные порты остро нуждаются в модернизации основных
фондов, привлечении инвесторов, что в свою очередь возможно за счет
концессии, которая регулируется соответствующим законом. Чем больше нам
удастся привлечь частного капитала для того, чтобы модернизировать
порты, тем лучше.

И закон дает главное, что нужно инвестору, — гарантии сохранности
капитала. Это позволит раскрыть и потенциал наших портов, который, как
я уже говорил, сейчас используется лишь на 10%. Ведь мы сегодня имеем
18 портов, а по объемам перевалки на Черном море уступаем той
же Румынии. Конечно, эту ситуацию нужно менять, и теперь у нас появился
реальный шанс это сделать.

Znuasmall