Кабмин Украины решил ратифицировать соглашения с правительством Азербайджана о транзите нефти

2011-11-10 08:04:32

Кабинет министров одобрил законопроект о ратификации соглашения с правительством Азербайджана о транзите нефти. Договор предполагает прокачку в следующем году 16-20 млн т нефти.




В Минэнерго надеются на рост поставок в связи с тем, что разрыв в цене между азербайджанским сырьем и Urals за последний год сократился вдвое. Впрочем, переработка его на украинских НПЗ вряд ли будет рентабельной, отмечают эксперты, пишет “КоммерсантЪ-Украина”.

Как сообщил вчера, 9 ноября, заместитель министра энергетики и угольной промышленности Владимир Макуха, правительство поддержало законопроект о ратификации межправительственного соглашения с Азербайджаном о транспортировке нефти по территории Украины. Он напомнил, что соглашение было подписано в январе текущего года, и Азербайджан ратифицировал его в августе.

Член комитета Верховной Рады по ТЭК Александр Гудыма рассказал, что ратификация соглашения в парламенте ожидается на следующей неделе. “Скорее всего его ратифицируют, поскольку сегодня у власти есть большинство в Верховной Раде”,— заявил Гудыма.

По словам Макухи, документ предусматривает транспортировку до 3 млн т азербайджанской нефти по трубопроводу “Одесса—Броды” на НПК “Галичина” (Дрогобычский НПЗ) и “Нефтехимик Прикарпатья” (Надворнянский НПЗ), а также до 5 млн т в западном направлении (Венгрия, Словакия, Чехия) и до 8-12 млн т в направлении Беларуси. Перевалку нефти планируется осуществлять через порт Южный.

С февраля по май по нефтепроводу “Одесса—Броды” впервые с момента окончания его строительства в 2004 году поставлялась азербайджанская нефть в прямом (аверсном) направлении. За этот период на Мозырьский НПЗ было поставлено около 590 тыс т легкой нефти марки Azeri Light. До конца года объем прокачки для завода должен был достичь 1,6-1,7 млн т. Но в июне из-за валютного кризиса в Беларуси предприятие приостановило работу. Поставки до сих пор не возобновлены. В апреле “Укртранснафта” начала прокачивать азербайджанское сырье по нефтепроводу “Одесса—Броды” на западноукраинские НПЗ. До конца года на них планировалось поставить до 1,5 млн т сырья, однако было поставлено лишь 60 тыс т.

Председатель правления “Укртранснафты” Александр Лазорко в середине сентября заявил, что оператор украинской трубопроводной системы планирует поставлять азербайджанскую нефть по нефтепроводу “Одесса—Броды” и одной из веток нефтепровода “Дружба” на НПЗ в Кралупах (Чехия), а также через Мозырь в направлении Плоцка (Польша).

Как рассказал источник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго, в ведомстве рассчитывают на поставки в страны Восточной Европы азербайджанской нефти в связи с сокращением разницы в цене между этим сырьем и сырьем марки Urals.

“Раньше разница между азербайджанской нефтью и конкурирующей российской Urals составляла 50-60 долларов на тонне. Сейчас она сократилась до 25-30 долларов”,— говорит собеседник. Таким образом, по его мнению, европейским потребителям сырья стало выгоднее покупать более качественную азербайджанскую нефть.

“Действительно, на рынке Восточной и Центральной Европы есть спрос на азербайджанскую нефть,— говорит главный инвестстратег ИГ “Брокеркредитсервис” Максим Шеин.— Остается лишь проблема ее доставки на заводы. Нужно либо смешивать ее с Urals, либо сливать и доставлять по железной дороге. Если эти проблемы решить, то запланированный объем поставок вполне реален”.

В пресс-службе ОАО “Галичина” вчера заявили, что переработать 3 млн т азербайджанской нефти смогут лишь при условии введения таможенных пошлин на импортируемые нефтепродукты. Там напоминают, что сегодня убытки достигают 150 долл на тонну перерабатываемой нефти.

Напомним, с января этого года по инициативе Минэнерго и НПЗ Межведомственная комиссия по международной торговле проводит расследование относительно введения пошлин на импорт нефтепродуктов. Компании просят ввести пошлину для защиты внутреннего рынка. По итогам 10 месяцев этого года они произвели всего 6,9 млн т нефтепродуктов против 9,4 млн т в прошлом году. В компаниях потерю рынка объясняют тем, что белорусские и российские НПЗ покупают нефть без пошлины. А экспортная пошлина на производимые в этих странах нефтепродукты ниже той, которую платят отечественные НПЗ. Из-за этого с прошлого года простаивает Одесский НПЗ.

Директор консалтинговой компании “А-95” Сергей Куюн говорит, что поставки нефти на белорусские НПЗ также под вопросом. “Беларусь закупала азербайджанскую нефть в период политического противостояния с Россией. Когда отношения между странами наладились, белорусские НПЗ перешли на российскую нефть”,— говорит аналитик UPECO Александр Сиренко. По его словам, в будущем году реально будет транспортировать по нефтепроводу “Одесса—Броды” максимум 5 млн т азербайджанской нефти в Восточную Европу.

NEWSru.ua,