Украинские ферросплавщики просят защитить их от импорта

2011-11-08 14:56:28

Украинская ассоциация производителей ферросплавов обратилась к правительству с просьбой провести специальное расследование относительно импорта в нашу страну ферросплавов, а также ввести режим квотирования импорта данной продукции



Причина для обращения отечественных
ферросплавщиков с просьбой к правительству более чем весомая: за 8
месяцев 2011 года, в сравнении с аналогичным периодом минувшего года,
импорт ферросплавов в Украину вырос в 2,2 раза – до 157,2 тыс. т
(ежемесячно импортируется порядка 25 тыс. т). В денежном выражении это
дополнительно потраченные на их закупку 377,1 млн. долл., которые
получили производители ферросплавов из Южной Кореи, Индии, Франции,
Турции, ЮАР, Македонии и других стран. Еще год назад объем ввозимых в
Украину ферросплавов (в физическом выражении) составлял 24,75%
внутреннего рынка, сегодня же – 51,38%. Что говорить, если в списке
стран-импортеров появились Новая Зеландия, Бахрейн, Тайвань, Мексика. В
общем, везут уже со всех частей света.

Угроза для отрасли

Можно
было бы еще понять, если бы ферросплавов у нас вообще не производили,
или же выпускали их в небольших количествах. Но на сегодняшний день в
Украине существует всего три отрасли, по объему производства в которых
наша страна входит в число мировых лидеров, в первую десятку –
металлургия, ферросплавы и сельское хозяйство. Поэтому засилье импортной
продукции на украинском рынке ферросплавов вызывает большую тревогу.
Есть реальная угроза существованию отрасли в целом, так как резкая
активизация импорта происходит на фоне осложнения условий работы
отечественных ферросплавных заводов. Произошло это из-за ряда упущений
со стороны государства в тарифной и экологической политике – монопольное
ценообразование в энергетике, не до конца продуманная система
тарифообразования на электроэнергию, не всегда адекватные экологические
требования, предъявляемые к ферросплавным заводам. Между тем
экономического обоснования для настоящей экспансии зарубежных
производителей ферросплавов не существует, поскольку украинские
производители могут предложить отечественным меткомбинатам весь спектр
необходимой им ферросплавной продукции, полностью удовлетворяющей их и
по качеству, и по цене.

К сожалению, практика последнего времени
наглядно показывает, что государство начисто забыло об интересах
отечественных ферросплавщиков и фактически начало отстаивать интересы
импортеров (не исключено, что делается это не по ошибке, а сознательно).
Объясняя такую позицию, нередко ссылаются на интересы металлургов как
национальных потребителей ферросплавов: дескать, некоторые виды
украинских ферросплавов несколько дороже, чем зарубежные, и поэтому
возрастает цена готовой металлургической продукции. Весьма странное
утверждение, поскольку стоимость ферросплавов составляет лишь около 1% в
себестоимости готовой металлургической продукции, следовательно, не
может оказать существенного влияния на рост цены. Очень похоже на
лукавство.

В то же время, переход на импортные ферросплавы
нередко приводит к существенному увеличению их расхода для выплавки 1
тонны стали. Это, например, произошло на Алчевском меткомбинате, когда
там стали использовать индийские ферросплавы, качество которых
значительно уступает отечественным.

Для начала проведения
специального расследования с последующим введением механизма защиты от
недобросовестного поведения импортеров ферросплавов есть все
предпосылки. Импорт ферросплавов в Украину отдельными нормами не
регулируется, а осуществляется согласно нормам ВТО. Исходя из этих норм,
если по тем или иным товарам идет увеличение импорта хотя бы на 5% в
год, то можно говорить об элементах агрессии на внутреннем рынке и о
необходимости принятия защитных мер по требованию внутренних
производителей. В отношении импорта ферросплавов эта цифра перекрыта во
много раз: если сравнить первые полугодия этого года и прошлого, рост
импорта составил 110%!

Жесткие ограничения

Также
не стоит забывать, что в отношении экспорта украинских ферросплавов
неоднократно вводились жесткие ограничительные барьеры. Начиная с 2000-х
годов, на наших ферросплавщиков обрушился настоящий поток
антидемпинговых расследований: по требованию американских, а затем и
европейских производителей ферросплавов, принимались защитные меры,
ограничивающие экспорт украинских ферросплавов на эти рынки. Зато у нас
никаких защитных мер не принимается, что, в свою очередь, ведет к
сокращению производства отечественных ферросплавов. Это путь к снижению
промпотенциала страны, деиндустриализации экономики, дальнейшему росту
ее зависимости от конъюнктуры международных сырьевых рынков. В
результате, можем получить дальнейшее снижение конкурентоспособности
Украины на международной арене, а также осложнение социального положения
в тех городах, где металлургические предприятия являются главными
бюджетными донорами и создают большинство рабочих мест.

Если
расследование так и не начнется или же закончится безрезультатно,
украинские ферросплавщики, доведенные до отчаяния нынешним положением
дел в отрасли, будут вынуждены обратиться в суд. И уже в судебном
порядке принуждать органы исполнительной власти к выполнению своих
непосредственных функций и обязанностей. Но очень хотелось бы, чтобы до
этого не дошло. Пора уже закончить потакать чужим производителям и
повернуться лицом к своим.

Чего требуют национальные интересы?

Неоднократно
отечественные товаропроизводители из разных отраслей промышленности
обращались в Кабинет министров за защитой от резкого и необоснованного
наращивания импорта той или иной продукции. Как яркий пример можно
вспомнить ситуацию с группой компаний “Норд”, инициировавшей в мае 2010
года специальное расследование в отношении холодильного и морозильного
оборудования, активно завозимого в Украину из-за рубежа. Импортные
поставки холодильников выросли на 129%, в то время как потребление
увеличилось на 29%, таможенная стоимость импортируемой продукции упала
на 8,5%, тогда как цена ее реализации в рознице выросла на 6,2%.
Импортеры обвинялись в существенном занижении таможенной стоимости
ввозимого оборудования, что, по мнению группы “Норд”, несет угрозу
существованию национального товаропроизводителя. Почти год шло
расследование. После чего было закрыто с формулировкой: “Национальные
интересы не требуют применения каких-либо специальных мер”. Грубо
говоря, пусть проблемы национального производителя остаются его личными
проблемами…

Сейчас похожая ситуация происходит в ферросплавной
отрасли. В случае с ферросплавами и холодильниками прослеживается
любопытная закономерность – по обеим товарным позициям серьезный объем
импорта идет из Южной Кореи. Интересно, чем так полюбилась отдельным
украинским чиновникам эта страна, если они содействуют развитию
корейских производителей в ущерб производителям украинским? И как на
поведение указанных украинских чиновников влияет традиционная корейская
коррупция, за которую были осуждены на длительные сроки даже несколько
президентов этой страны?