2011-11-08 10:45:08
Депутаты приняли закон, открывающий путь к приватизации «морских ворот»
Спустя девять лет разговоров народные избранники утвердили окончательный вариант закона № 0881 «О морских портах». За новый порядок работы морских ворот Украины проголосовало 226 депутатов. Теперь его отправили на подпись главе государства. Напомним, что в Украине всего 18 торговых морских портов, из которых самые большие — Ильичевский, Одесский, Мариупольский и Южный.
Документ определяет правовые, организационные, экономические и социальные принципы создания и развития морских портов, осуществления портовой деятельности. В частности, в нем указаны полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование и управление в сфере портовой деятельности. Так, в случае его подписания Президентом Украины, за государством останется контроль безопасности судоходства. Основным органом государственного регулирования в сфере портовой деятельности станет администрация морских портов. А вот частный сектор в лице крупных финансово-промышленных групп получит долгожданные революционные нормы об аренде, концессии и приватизации морских портов. Действие закона не распространяется на пункты базирования кораблей Военно-Морских сил Украины, морской охраны Госпогранслужбы, а также пункты базирования военно-морских кораблей других государств, если это предусмотрено международными договорами Украины.
Для осуществления хозяйственной деятельности, управления государственным имуществом в порту, обеспечения безопасности судоходства документом предлагается создать государственную администрацию порта, которую будет возглавлять начальник порта. Его назначает на должность центральный орган исполнительной власти в области транспорта на условиях контракта. Законом запрещается вносить порт или морской терминал в Государственный реестр морских портов и морских терминалов до отвода соответствующей акватории госадминистрации порта и (или) до определения морской администрации порта, на которую возлагаются функции государственного надзора за безопасностью судоходства в акватории порта и услуг на территории порта или морского терминала.
Участники рынка в общем положительно оценивают принятие закона о морских портах. «Это знаковое событие для нас, поскольку наконец-то портовой отраслью начали серьезно заниматься. Реформирование необходимо как государственному сектору, так и частному бизнесу, который сегодня обеспечивает около 50% перевалки грузов в стране», — говорит начальник государственного предприятия «Одесский морской торговый порт» (ОМТП) Юрий Васьков агентству «Интерфакс-Украина». По его мнению, существующее до принятия закона правовое поле создавало существенные преграды для развития отрасли. Поэтому ее потенциал использовался недостаточно эффективно.
Как отметил информагентству начальник госпредприятия «Морской торговый порт «Южный» Александр Лагоша, в отрасли назрела необходимость реформ для повышения конкурентоспособности украинских портов, чтобы привлечь дополнительный грузопоток грузов, поскольку динамика неутешительная. Закон также поможет решить проблему износа существующей портовой инфраструктуры. «Для реформирования отрасли необходимы капиталовложения, которые могут обеспечить только крупные производители-экспортеры, владеющие грузовой базой. Принятие закона даст новый толчок для развития всего морехозяйственного комплекса, соответственно Украина сможет реализовать свой транзитный потенциал», — считает он.
Согласен с ним и экономист, первый вице-президент ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий. Как заявил он «Дню», принятие данного закона существенно повысит интерес крупных финансово-промышленных групп к портам, которые сегодня экспортируют свою продукцию за рубеж. По его словам, больше всего «морские ворота» интересны металлургам, химикам и большим агрохолдингам (занимающимся выращиванием зерновых). Однако только с помощью модернизации поднять украинские порты не удастся, продолжает он. По его словам, перевалка товаров через порты в последние годы существенно упала. Подтверждает это и официальная статистика. По данным пресс-службы Министерства инфраструктуры, загруженность зерновых складов государственных морских торговых портов на 12 октября 2011 года составляла 419,9 тысячи тонн, то есть около 63,4% максимальных возможностей государственных портов. Чтобы вернуть утраченные потоки, по мнению Лисицкого, необходимо на государственном уровне изменить тарифную политику в портах, чтобы она была заманчивой для крупных транзитеров. В противном случае, говорит он, товарные потоки будут уходить в румынские порты. Определенные шаги в этом направлении начинает делать Министерство инфраструктуры Украины, которое предложило ввести скидки от 25% до 40% на перевалку транзитных грузов в морских торговых портах страны в 2012 году. Также Мининфраструктуры инициирует введение 50% скидки на перевалку универсальных контейнеров во всех портах.
Однако не все позитивно отзываются о законе, принятом депутатами. В случае его вступления в силу строящиеся терминалы будут поглощены морскими портами и прекратят свою деятельность, говорит народный депутат Владимир Матвеев. «Предложенная редакция определения «морской терминал» не учитывает, что уже на сегодняшний день морские терминалы расположены и действуют не только в морских портах, но и далеко за их пределами. В такой редакции законопроекта лишь одно размещение объектов морского порта за пределами морского порта, то есть за пределами государственного предприятия, лишит уже действующие предприятия статуса морского терминала», — пояснил он во время обсуждения документа в стенах парламента. Еще одним недостатком закона депутат называет лишение собственников морских терминалов возможности проводить дноуглубительные работы на отведенных участках земли.
Кстати, морские торговые порты Украины за девять месяцев (январь—сентябрь 2011 года) увеличили грузооборот на 4%. Выросла перевалка транзитных грузов на 26,2% — до 30,142 миллиона тонн