2011-11-07 15:23:27
На минувшей неделе парламент принял в новой редакции Таможенный кодекс (Закон «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые других законодательные акты Украины»). Если Виктор Янукович его подпишет, этот кодекс может стать третьим по важности документом, принятым при действующей власти после Налогового и Бюджетного (Жилищный кодекс президент ветировал).
— Мы настаивали на проевропейском варианте документа, например, в вопросе реализации в полном объеме постаудит-контроля. Но, к сожалению, не нашли поддержки среди депутатов. А введение постаудита в таком формате упростило бы процедуру оформления товаров. То есть предприниматели пересекались бы с представителями таможни не в процессе таможенного оформления, а, в крайнем случае, через год-два после него, во время постаудит-контроля. Мы также предлагали закрепить за таможней полномочия по контролю над законностью пребывания ввезенных товаров на территорию Украины. У таможенника должно быть право на то, чтобы прийти в магазин и потребовать документальное подтверждение того, что товар импортирован легально. Это распространенная европейская практика.
Я не понимаю, почему все так возмущаются по этому поводу. Сегодня основные претензии к работе таможенной службы касаются сроков оформления товара на границе. Постаудит-контроль как раз ускорял все эти процессы. Мы ввели электронное декларирование товаров, но этого недостаточно.
— Что изменится в работе сотрудников ГТСУ с появлением нового кодекса?
— Изменится не только работа таможни, но и деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности. Кодексом вводится комплексная система упрощений для добросовестного бизнеса, например, институт уполномоченного экономического оператора. В документе прописано право декларанта на таможенное оформление товаров в любом таможенном органе. Мы предложили на законодательном уровне закрепить принцип электронного декларирования.
— И в каком виде электронное декларирование работает сейчас?
— Мы начали его внедрять в тех режимах, которые сегодня наиболее адаптированы к нашим возможностям. То есть там, где нет большого количества документов, — экспорт и транзит. Процедура включения в Реестр предприятий, допущенных к электронному декларированию, простая и прозрачная. В начале 2011-го в реестре значилось 58 предприятий, на конец октября — 1229.
С начала 2011 года таможнями оформлено почти 75 тысяч электронных документов. Однако проблема в том, что не у всех других ведомств есть физическая и финансовая возможность реализовать на практике электронное декларирование.
— Проблема с финансированием начинания решена?
— Сегодня ГТСУ на полную реализацию системы электронного декларирования и электронного документооборота нужно 430 миллионов гривен. Общая сумма инвестиций, необходимых для создания «Электронной таможни», по нашим оценкам, составляет 3,3 миллиарда. Но она распределена на 2012–2016 годы.
Меньше бумаги
— Сокращает ли кодекс количество документов, необходимых при таможенном оформлении?
— Мы пытаемся уменьшить число таких документов до двух десятков, тогда как сейчас их 60. В прошлом было значительно больше. Всё, что необходимо было прописать в Таможенном кодексе, прописали. Всё, что регламентируется другими законодательными актами, будет впоследствии доработано.
— Сегодня размер беспошлинного импорта товаров на территорию Украины составляет 200 евро. В процессе подготовки кодекса профильный комитет Верховной Рады настаивал на том, чтобы поднять планку. Представители таможенной службы выступали против. Как решен этот вопрос?
— Планку подняли, она будет составлять тысячу евро. Но как это проконтролировать? Таможня проверяет товар, но не пересечение границы гражданами. А тысяча евро — большие деньги. Возможны злоупотребления, когда недобросовестные предприниматели в автомобильных пунктах пропуска начнут дробить партии товаров. Таможенная служба предложила минимизировать риски — уменьшить массу провозимого товара до 50 килограмм (это тоже попало в текст нового кодекса. — «Эксперт»).
Кстати, в Европе лимит необлагаемого налогами ввоза товаров — 500 евро.
— Таможенный кодекс вносит изменения в функции таможни. Например, вводит предварительный документальный контроль в пунктах пропуска. Готовы ли сегодня инспекторы ГТСУ к его появлению?
— Представители других контрольных служб в пунктах пропуска на границе — ветеринары, фитосанитары, экологи — проверяют только документы. Лабораторные проверки проводятся в областных центрах или крупных городах. Введение предварительного документального контроля в пунктах пропуска означает, что теперь на границе останутся только таможенники и пограничники. Первые, кроме сопроводительных документов на товар и транспортное средство, будут одновременно проверять и те, что подконтрольны смежным службам. Если всё в порядке, груз отпустят на внутреннюю таможню. И там при необходимости будет проведен более детальный контроль.
— Вам придется переучивать своих сотрудников?
— Почему же? Мы к новым порядкам готовились заранее. Это касается и профессиональной подготовки специалистов, и обновления электронной базы разрешительных документов. Задержек на границах с появлением у таможни данной функции не будет.
Искать и наказывать
— Сохранились ли в проекте кодекса нормы, внедряющие функции по оперативно-розыскной деятельности (ОРД) для таможенной службы?
— В кодексе об ОРД ничего не сказано. Хотя мы по-прежнему выступаем за то, чтобы эта функция присутствовала. Но сейчас, когда отдельные экономические преступления, в частности контрабанду товаров (ст. 201 Уголовного кодекса), предполагается декриминализировать, функция ОРД для нас теперь не столь приоритетна.
— Уголовную ответственность предлагается оставить только за контрабанду оружия, наркотиков, культурно-исторических ценностей. ГТСУ поддерживает введение нормы о декриминализации товарной контрабанды?
— В основе контрабанды товаров лежит желание уклониться от уплаты налогов. Таким образом, финансовые санкции устраняют саму мотивацию к совершению правонарушения. Если сегодня суды могут выбирать на свое усмотрение штраф или конфискацию в качестве санкции, то после того, как закон вступит в силу, этого не будет. Предлагаемая мера — безальтернативная конфискация плюс штраф в размере ста процентов стоимости предмета правонарушения.
— Таможенный кодекс обещали принять еще в июле. Что тормозило процесс принятия документа, не декларируемая ли реформа фискальных органов, предполагающая их объединение?
— Объединение чего планируется в случае реформы — информационных баз налоговой и таможенной служб? Усилий по наполнению бюджета? Нам говорят: «Посмотрите на Грузию и Азербайджан, там есть единое ведомство доходов». Но население, товарооборот и государства, с которыми граничит Украина, — разные. Какова, по-вашему, цель такой реформы?
— Как минимум уменьшить административные затраты. В стране сегодня 60 тысяч налоговиков и 18 тысяч таможенников…
— Сокращение не проходит в считанные дни. В данный момент это неактуально. И таможенная, и налоговая службы сейчас работают эффективно.
— Как в ГТСУ прошла административная реформа?
— Когда-то в Одесской области было 13 таможен. Потом их стало шесть. Только за прошлый год количество таможен в регионах уменьшилось с 48 до 27. Теперь в каждой области одна таможня и один начальник таможни.
— Сколько служащих было сокращено?
— Уменьшили численность руководящего состава, но увеличили число инспекторов. Это была логика того времени, сегодня нам нужно провести и численные сокращения.
О заторах в Одессе
— Ситуация на Южной таможне по-прежнему остается напряженной. С чем, на ваш взгляд, это связано?
— Идет работа не только Службы безопасности Украины, но и других правоохранительных органов. Проверки и раньше были, просто об этом так громко не говорили.
— Если ситуация в Одессе — просто очередная проверка, то почему грузы простаивают в портах месяцами?
— Руководство ГТСУ приезжает в Одессу и задает вопрос: «У кого проблемы? Давайте вместе с вами, представителями прессы, пойдем и посмотрим ваши контейнеры». Желающих почему-то нет.
— Не думаю, что это касается всех субъектов внешнеэкономической деятельности.
— Согласен, не всех. Но мы говорим: «Предоставьте хотя бы контейнер к оформлению». Не предоставляют. В марте среднее время оформления контейнера составляло пять часов, в июне — один час 45 минут, а сейчас — час и 35 минут. Но есть же факты, когда контейнер еще в порт не пришел, а уже поднимается шум и гам.
Мы изучили статистику, чтобы узнать, по каким причинам происходят задержки. И оказалось, что в большинстве случаев виноваты вовсе не таможенники. Много времени уходит на создание совместных комиссий по досмотру с представителями других контролирующих, в том числе правоохранительных, органов.
Еще одна существенная причина — недостаточная пропускная способность досмотровых рамп и нехватка специально оборудованных мест для досмотра товаров. Это зона ответственности портов.
Но разве возмущаются честные и порядочные субъекты внешнеэкономической деятельности? Это кричат те, кто вместо кожаной обуви декларирует кожзам и реализует свой товар по 15 долларов, а завез его за три.
— Председатель ГТСУ Игорь Калетник заявлял об увеличении поступлений в бюджет, в том числе за счет роста товарооборота. Как на эти цифры повлияют простои в Одессе?
— Давайте посмотрим на цифры. За январь-октябрь 2011-го в Одессу пришло на 32 тысячи контейнеров больше, чем за аналогичный период прошлого года. В другие таможни поступило на 17 тысяч контейнеров больше.
— И при этом Служба безопасности Украины активно выявляет факты коррупции среди таможенников…
— А разве этого не нужно делать? Только в нынешнем году по материалам Гостаможслужбы возбуждено 24 уголовных дела против бывших сотрудников таможни. А всего из таможенной системы за этот год нами уволено свыше трехсот человек.