Украинская кукуруза: царица полей или элеваторов?

2011-11-07 10:34:21

В текущем сезоне одной из основных тем украинского зернового рынка по праву можно назвать ситуацию на рынке кукурузы.




Подтверждением этих слов служат сразу несколько фактов. Во-первых, в 2011 году ожидается сбор рекордного урожая данной зерновой. По прогнозам аналитиков ИА “АПК-Информ”, валовой сбор кукурузы, уборка которой в самом разгаре, ожидается на рекордном уровне – 19 млн. тонн (против 12 млн. тонн в минувшем году). Во-вторых, принимая во внимание конъюнктуру зернового рынка в 2011/12 МГ, остается констатировать, что торговля кукурузой идет активнее, чем многими другими зерновыми, забегая наперед, стоит отметить, что и цены на нее с начала уборки, несмотря на большой вал зерна, до конца октября т.г. росли.

Однако увеличение объемов кукурузы на рынке не только позволяет говорить о более активных темпах продаж, но и о ряде сопутствующих проблем и неясных моментов. Именно о них речь и пойдет в данном материале.

Рекордно хороша

Погодные условия и агротехнологии могут повлиять на рынок самым различным образом – от полного провала до рекордного урожая. 2011 год для рынка кукурузы стал именно таким. Активизировавшийся во второй половине минувшего сезона спрос импортеров на кукурузу заметно поднял ее рейтинг среди производителей. В частности, по оценкам специалистов ИА “АПК-Информ”, посевные площади под данной культурой выросли с 2736 тыс. га в минувшем сезоне до 3626 тыс. га в текущем.

Стоит отметить, что и средняя урожайность зерновой в этом сезоне также увеличилась (55 против 45 ц/га в минувшем сезоне). Этому, в первую очередь, способствовали благоприятные погодные условия, сложившиеся в период созревания зерна. Вместе с тем, большой урожай дает повод говорить не только о возросшем экспортном потенциале, но и заставляет задуматься о том, хватит ли мощностей по хранению.

В настоящее время на рынке активно обсуждаются вопросы о том, хватит ли хранилищ и стоит ли ожидать того, что зерно останется в полях. Именно с этими вопросами эксперты ИА “АПК-Информ” и обратились к участникам рынка. Так, по итогам опроса крупных и средних сельхозпроизводителей уборка кукурузы продолжается, и многие компании настроены убрать до 100% посевов зерновой. Вместе с тем, ряд операторов рынка акцентирует внимание на том, что основным стимулом для продолжения уборочных работ является именно заинтересованность внутренних и экспортно-ориентированных компаний в приобретении зерна. Так, некоторые аграрии считают, что повлиять на решение об уборке зерна в полном объеме может снижение заинтересованности в данной зерновой.

Однако, по данным оперативной статистики, по состоянию на конец октября т.г. уборка кукурузы завершена на 68% площадей. Таким образом, немалая часть кукурузы все еще остается в полях. Именно в связи с этим часть операторов рынка не исключает, что завершению уборки кукурузы на 100% площадей может помешать ухудшение погодных условий.

Необходимо отметить, что в середине октября, оценивая темпы уборочной кампании, Сергей Кваша, директор департамента развития аграрного рынка Минагропрода, отметил, что массово кукурузу в полях оставлять не будут, а к концу ноября т.г. будет собрано 80-90% кукурузы.

Говоря об урожае кукурузы в 2011 году, стоит добавить, что качественные показатели зерна зачастую оценивались как высокие, проблемой был лишь повышенный показатель влажности зерновой в ряде случаев.

Элеваторы для кукурузы

Еще одним немаловажным моментом можно назвать предпочтения по хранению кукурузы. Стоит отметить, что многие аграрии используют для хранения кукурузы собственные склады, отмечая, что данная форма хранения их вполне устраивает. Вместе с тем, элеваторное хранение также достаточно популярно в данном сезоне. Как правило, проблем с закладкой зерна не возникает у крупных производственных и трейдерских компаний, которые располагают собственными элеваторными комплексами, хотя некоторые из них сообщают о полном заполнении мощностей. При этом если говорить об элеваторах, предоставляющих услуги по хранению на общих основаниях, необходимо отметить, что их затоваренность неравномерна. В частности, представители элеваторов АР Крым информируют, что располагают достаточным количеством мощностей для принятия поздних зерновых. Вместе с тем, участники рынка отмечают, что элеваторы восточного, центрального, западного и южного регионов затоварены на 70-100%. Участники рынка отмечали, что подобная заполненность элеваторов обусловлена не только большим количеством собранной кукурузы, но и тем, что на хранении до сих пор остаются существенные объемы ранних зерновых и масличных культур.

При этом, несмотря на то, что зерновых в текущем году собрано достаточно большое количество, а темпы торговли относительно невысоки, все же относительно того, что ограниченное количество мощностей по хранению приведет к отказу от уборки поздних зерновых культур (в том числе и кукурузы), участники рынка все же не склонны полагать. Скорее сложившаяся ситуация способствует увеличению количества строящихся элеваторов либо же заставляет аграриев использовать альтернативные схемы хранения. К примеру, ряд аграриев уже имел опыт закладки зерна на хранение в пластиковые мешки. Стоит сказать, что отклики о подобной практике хранения специалисты ИА “АПК-Информ” услышали различные: ряд аграриев, не получив ожидаемого результата, вернулся к традиционным способам хранения, в то же время, часть сельхозпроизводителей взяла хранение в мешках на вооружение.

О перевозках и экспорте

Еще одним болезненным вопросом для рынка в условиях рекордного урожая кукурузы является наличие вагонов для перевозки зерна. В частности, в настоящее время поступают сообщения о том, что парк вагонов-зерновозов недостаточно укомплектован, что вызывает определенные трудности при перемещении зерна. Среди основных причин подобной ситуации операторы рынка называют истощение парка вагонов. В частности, представитель одной из ведущих экспедиторских компаний отметил, что “в настоящее время, по приблизительным оценкам, количество вагонов для перевозки зерна составляет 8-9 тыс.”. По его словам, по сравнению с прошлыми годами вагонный парк сократился примерно на 1,5-2 тыс. ед., что связано с отправкой части зерновозов на ремонт. Также специалист отметил, что в Украине существует практика использования подвижного состава не по целевому назначению. При этом ряд трейдерских компаний информирует, что часть вагонов-зерновозов была предоставлена в аренду Казахстану для разрешения кризисной ситуации с перевозками зерновых в этой стране. Стоит отметить, что ситуация осложняется и снижением темпов возврата подвижного состава. В частности, ряд операторов рынка информирует о скоплении вагонов с зерном в портах. Подобную ситуацию ряд экспертов объясняет тем, что темпы экспорта зерна ниже, чем того требует количество уже убранного зерна.

Говоря о скоплениях вагонов в районе портов, ряд операторов рынка высказывает предположения, что подобная ситуация обусловлена тем, что украинские компании отгружают зерно не в первую очередь ввиду того, что предпочтение отдается отгрузкам российского зерна. При этом представители украинских портов отмечают, что основной объем зерна является экспортным и лишь минимальная часть приходится на транзит. Вместе с тем, сравнение данных о транзитных отгрузках зерна через Украину от источников в России заставляет задуматься, все ли соответствует действительности. К примеру, по официальным данным, из Украины в октябре транзит российской пшеницы составил 18,1 тыс. тонн, в то время как, по данным из России, эта цифра составляет 203,9 тыс. тонн.

Вместе с тем, необходимо отметить, что при всех указанных проблемах о возникновении масштабного кризиса на украинском рынке зерна в целом и кукурузы все же пока говорить не стоит. Уборочная кампания продолжается, мощности по хранению хоть и загружены, но аграрии, как правило, все же находят возможность обеспечить хранение либо же оперативную реализацию зерна, а экспортеры осуществляют отгрузки. Другой вопрос заключается в том, что работа рынка идет в условиях постоянного риска возникновения проблем, т.к. приведенные выше оценки операторов рынка актуальны в первых числах ноября т.г., что будет в середине месяца, а тем более в конце, говорить пока не приходится. Вместе с тем, пока остается отметить лишь одно: аграрии намерены собрать максимально возможные объемы того, что посеяли, трейдеры – обеспечить максимальный объем экспорта. Значит, проблемы пока получается решать.

http://uga-port.org.ua