2011-10-26 10:10:58
Министерство инфраструктуры предлагает создать рабочую группу по разработке закона «О контейнерных перевозках в Украине».
Ход МИУ, по всей видимости, является попыткой сгладить растущее возмущение экспедиторов и перевозчиков неэффективной работой контрольных служб в портах страны. В первую очередь под критику попали порты большой Одессы — Одесский морской торговый, Ильичевский морской торговый и Ильичевский морской рыбный порты. Скорее всего, на подходе и порт Южный
Незадолго до того, как министерство распространило информацию о создании рабочей группы, 11 октября состоялось расширенное заседание совместной рабочей группы Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) и Государственной таможенной службы (ГТСУ) по решению спорных вопросов о ситуации с контейнерами в украинских портах. О встрече не говорили вслух, но источники «і» сообщили, что критика в адрес ГТСУ превзошла все пределы, возможные в форматах подобных встреч.
Изначально планировалось, что речь пойдет о рассмотрении подготовленных Экономическим советом УСПП законодательных инициатив по Таможенному кодексу Украины, который 12 октября рассматривается в Верховной Раде. Тем не менее более тридцати присутствующих, из которых 12 человек представляли ГТСУ, ушли далеко за рамки оговоренного протокола.
Началось все с того, что все, кроме таможенников, сошлись на том, что ныне существующий порядок досмотра и пропуска контейнеров никого не устраивает. В первую очередь присутствующих предпринимателей интересовал вопрос о согласованности и распорядке проведения проверок таможенными органами, об определении таможенной стоимости импортных грузов и о том, почему в портах не исполняется постановление Кабмина №320 от 2 апреля 2009 г. «Об утверждении Порядка перемещения товаров в пунктах пропуска через государственную границу, которые размещены на территории морских портов Украины, во время контейнерных перевозок в прямом смешанном сообщении».
Тем временем факты говорят о практической катастрофе с контейнерами в указанных портах. По имеющейся информации, по состоянию на 11 октября, в том же ИМТП более шести суток простаивало 117 контейнеровозов. Причем таможня проверила все документы, завизировала наряды, тем самым она дала разрешение на заезд и загрузку автомобилей контейнерами. Тем не менее на выезд машин таможня разрешений не дает, причин не называет, карточки отказа у водителей нет. В это же время в ОМТП стояло 128 контейнеровозов. По информации «і», среднее время оформления с момента погрузки контейнера на борт составляло более 12 часов при норме два часа. Общее количество мест для парковки в ОМТП — 127. При заявленных портом 70 тыс. мест хранения контейнеров на территории находились 4237 единиц, еще 1652 находились на кораблях.
Перевозчики сетуют и на то, что почти все контейнеры подлежат досмотру, отделения таможни в портах по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил работают только с 9.00 до 18.00 и только в рабочие дни, рентген-установки — только в светлое время суток, санитарно-эпидемиологические и экологические службы — с 8.00 до 20.00 и тоже только в рабочие дни. При этом в счет не идут требуемые сверх утвержденных законодательством, но необходимые таможне документы.
Пока что известно, что средняя стоимость оформления через аккредитованные в портах уполномоченные коммерческие структуры одного контейнера перевозчиком-экспедитором составляет не менее $150. При этом за экстренную растаможку с перевозчиков могут потребовать в частном порядке до $1000.
По нашей информации, в РМТП и Ильичевске ежесуточно простаивает не менее 300 контейнеровозов. Перевозчики утверждают, что ежедневные потери бюджета за простои составляют не менее миллиона гривень. Свои собственные потери из-за простоев в портах перевозчики оценивают в $13,5 тыс. в сутки. За использование контейнеров как оборотной тары потери составляют $60 тыс. в сутки.
http://state.eizvestia.com