В ОМТП снизились объемы переработки металлопродукции и налива

2011-10-05 08:20:52

Крупнейший морской торговый порт в Украине — Одесский — в сентябре, когда обычно перевалка грузов растет, сократил ее на 5%.




В основном это произошло из-за снижения переработки металлопродукции и нефтеналивных грузов. Кроме того, показатели порта могли быть выше, если бы таможня не задерживала оформление контейнерных грузов, отмечают на предприятии.

В сентябре Одесский морской торговый порт (ОМТП) сократил переработку грузов на 5% — до 2 млн т — по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, сообщили вчера на предприятии. По итогам 9 месяцев переработка выросла всего на 0,6%, до 18,9 млн т. Падение общей грузопереработки произошло во многом за счет снижения операций с наливными грузами: в январе-сентябре порт переработал 7,6 млн т (-11,8%), тогда как переработка сухих грузов составила 11,3 млн т (+11,1%). “В порту продолжается снижение переработки стратегических для нас грузов — металлопродукции (-784,5 тыс. т) и нефтеналивных грузов (-951 тыс. т). Сократилась перевалка зерна — на 3,5%, до 1,67 млн т”,— отмечают в ОМТП.

Растет перевалка контейнеров, а также навалочных грузов. Операторы двух контейнерных терминалов порта за 9 месяцев переработали 334,3 тыс. (+34,3%) TEU. Но рост, по мнению и. о. начальника порта Юрия Васькова, мог быть и больше, если бы не проблемы с задержкой в оформлении грузов. “Задержка с оформлением контейнеров сдерживает рост. Процентов на 40 в этом месяце мы точно могли вырасти”,— отметил он.

О проблемах с растаможиванием грузов ранее заявляли розничные сети. Трудности возникли по меньшей мере у трех компаний — Metro C&C, Auchan и “Спорт Мастер”. Таможня не оформляла контейнеры с грузом, поскольку в порту СБУ проводила проверки фактов контрабанды (см. “Ъ” от 14 сентября). В ОМТП говорят, что процесс оформления контейнеров сейчас занимает около 12 часов, тогда как еще 2 месяца назад — 4 часа. Господин Васьков отмечает длительность процедуры оформления контейнеров с грузами: “Уменьшилось количество грузов, которые проверяют, но их оформление по-прежнему проходит очень долго”.

Проблемы с оформлением контейнеров также возникли в Ильичевском порту. Официальных данных по перевалке грузов в сентябре порт еще не публиковал. Но близкий к предприятию источник “Ъ” говорит, что проблемы с оформлением таможней грузов остались. “Это уже сказалось на объемах перевалки”,— отметил собеседник “Ъ”. Директор департамента организации таможенного контроля и оформления Гостаможни Сергей Семка заявил “Ъ”, что проблемы с оформлением в портах решаются: “За последний период в портах отмечается положительная динамика по всем показателям переработки контейнеров и среднесуточному объему их выпуска”. Источник “Ъ” в Metro C&C отметил, что трудности у компании прекратились только после “общения на высоком уровне”.

Учредитель информационно-аналитического центра Black Sea Trans Константин Ильницкий говорит, что система организации пропуска грузов на таможне сдерживает рост контейнерных перевозок не первый год: “Но в этом году дошло до того, что международный контейнерный оператор Maersk заявил, что при таких условиях и темпах работы таможни пустит часть грузов через Польшу, чтобы потом доставлять их в Украину по суше”. По словам господина Ильницкого, у операторов есть вопросы не только к таможне, но и к ряду других служб, ответственных за контроль пропуска грузов: “Это экологи, санитарные и ветеринарные службы, органы госбезопасности. Из-за всех этих простоев возникают невообразимые заторы, а порты недополучают прибыль. Насколько мне известно, ОМТП уже направил предложение относительно принятия отдельного закона “О контейнерных перевозках”, который должен будет регламентировать сроки оформления контейнеров”.

www.kommersant.ua