2011-10-03 11:42:20
Экспорт российского зерна идет на рекорд – более 9 млн. т всего за три месяца. Чтобы поддержать экспортный поток, правительство РФ готово снизить тариф на перевозку зерна по железной дороге к морским портам.
Однако дальнейший порыв российских трейдеров могут сдержать конкуренты из Казахстана. Для расширения своего экспорта казахи намерены субсидировать перевозку зерна по территории РФ до портов. Кроме того, они взяли в аренду у российских компаний 5 тыс. зерновозов, хотя эти вагоны очень востребованы и местными игроками.
В минувшую пятницу (30.09.11 г.) первый вице-премьер правительства России В. Зубков доложил премьер-министру В. Путину, что страна получит в этом году порядка 90 млн. т зерна, что позволит обеспечить внутренние потребности и экспортировать достаточно большой объем. С 1 июля по 30 сентября т.г. Россия уже поставила за рубеж 9,1 млн. т зерна. “Сегодня экспорт идет очень успешно в 66 стран. Наше зерно на рынках выигрывает сейчас практически все тендеры. Цены на мировых рынках очень хорошие – от 8,2 до 8,5 тыс. руб. за одну тонну”, – заявил В. Зубков.
При этом правительство готово поддерживать крестьян из Сибири и Курганской области, где ожидаются высокие сборы зерна. Сейчас действует исключительный льготный железнодорожный тариф на перевозку зерна из Сибири в регионы Центрального федерального округа по коэффициенту 0,5 начиная с 1,1 тыс. км. В. Зубков предложил распространить этот тариф и на экспорт зерна из сибирских регионов в направлении портов в Краснодарском крае, на Дальнем Востоке и на западе России.
Однако дальнейшей экспансии российского зерна могут помешать соседи из Казахстана, где ожидается рекордный сбор зерновых. Так, на прошлой неделе Египет уже закупил кроме 120 тыс. т российского зерна 120 тыс. т казахского. Для того чтобы зерно было конкурентным на средиземноморских рынках, правительство Казахстана субсидирует железнодорожные перевозки через территорию России. А для перевозки большего объема соседи удвоят парк зерновозов, говорит исполнительный директор аналитического центра “Совэкон” А. Сизов. “В итоге российские операторы зернового рынка получают серьезное обострение конкуренции с Казахстаном”, – отмечает он.
О том, что Казахстан договорился с российскими транспортными компаниями об аренде зерновозов, заявил министр транспорта и коммуникаций страны Б. Камалиев. По его словам, транспортная компания “Казакстан темир жолы” заключила договор на аренду 5,5 тыс. российских зерновозов. “Это “Русагротранс” – 4 тыс. вагонов, “Технотранс” – 1 тыс. вагонов и “Балтийский зерновой дом” – 500 вагонов. В сентябре мы уже получили 400 вагонов, оставшиеся будут получены в октябре”, – уточнил Б. Камалиев на заседании правительства Казахстана. Таким образом, потребность в подвижном составе в целом для перевозки зерна будет обеспечена, добавил министр.
Участники российского рынка возмущены подобным поведением российских транспортников. “Речь идет о передаче зерновозов, которых, как показывают последние годы, критически не хватает для обслуживания собственных потребностей российского рынка, особенно в условиях рекордных экспортных поставок”, – жалуется А. Сизов.
Тем не менее, вице-президент Российского зернового союза А. Корбут считает, что с 1 июля по 31 декабря текущего года из России будет вывезено 17,5-18 млн. т зерна. По оценке правительства РФ, в текущем сельскохозяйственном сезоне экспорт может достичь 23 млн. т.