«Судоверфь «Украина» отмечает свое 218-летие

2011-09-16 14:03:53

17 сентября обособленному структурному подразделению Одесского порта «Судоверфь «Украина» исполнится 218 лет.



Разве может завод быть старше города? Оказывается, может. Строительство
Адмиралтейских мастерских, от которых взял начало Одесский СРЗ-1, началось 1
июля 1793 года, а уже 17 сентября мастерские приступили к ремонту судов
гребного и парусного флота.

Славная история у Одесских верфей. В XIX веке Одесса превратилась в важнейший
центр судоремонта и судостроения на Черном море. Здесь успешно функционировали
Адмиралтейство РОПиТ, заводы Беллино-Фендериха и Гена, мастерские УРОП,
вооруженные передовыми на тот час технологиями.

Новая история одесского судоремонта началась, когда в 20-е годы ХХ века эти
четыре предприятия были объедены в один завод, получивший имя Андре Марти.
Годовая программа СРЗ им. Марти предусматривала ремонт свыше двух сотен судов.

Огромный вклад внес СРЗ в материальное обеспечение героической обороны Одессы в
августе-октябре 1941 года. Здесь ремонтировались боевые корабли Черноморского
флота, создавались бронепоезда, производились бронетрактора.

Во время немецко-румынской оккупации на заводе действовала подпольная группа во
главе с знаменитым разведчиком Николаем Гефтом.

После освобождения, несмотря на разруху и слабую техническую оснащенность,
завод быстро освоил ремонт боевых кораблей.

В 50,60,70-е завод последовательно наращивал объемы производства. В 80-е годы
СРЗ-1 превратился в главную судоремонтную базу крупнейшей судоходной компании
мира – Черноморского морского пароходства. Однако в 90-е годы системный кризис
в экономике государства, а затем и развал ЧМП поставили предприятие на грань
выживания. Тем не менее, коллектив упорно боролся за сохранение завода. К 2006
году стало ясно, что спасти СРЗ-1 от банкротства может только Одесский порт. В
апреле 2007 года, в соответствии с решением Министерства транспорта и связи
Украины, завод вошел в состав ГП «ОМТП» на правах обособленного структурного
подразделения.

С тех пор ряд последовательных реорганизаций позволили верфи избавиться от
невостребованных основных фондов, улучшить кадровую структуру предприятия.
Подразделение стало компактным, улучшилась его управляемость, выросла зарплата
рабочих и служащих, повысилась их социальная защищенность. Порт не только помог
рассчитаться с долгами бывшего СРЗ-1, но и вложил значительные средства в
восстановление мощностей верфи, в ремонт производственных и административных
помещений. Был капитально отремонтирован и оснащен док № 2. Сделано все, чтобы
сохранить производственный профиль и кадровый потенциал завода.

В настоящее время ОСП «Судоверфь-Украина» является базой для докования и
ремонта судов службы флота ГП «ОМТП», выполняет заказы сторонних организаций и
фирм по ремонту судов различного назначения и тоннажа. Несмотря на
продолжающийся кризис отрасли, судоремонтное подразделение Одесского порта
смотрит в будущее с оптимизмом.

Пресс-служба ГП «ОМТП»