Сегодня в Одесской обладминистрации обсудят очередной кризис в порту

2011-09-12 14:42:03

Сегодня на совещании в областной государственной администрации будет обсуждаться очередной «контейнерный затор» в Одесском порту – его работа вторую неделю практически парализована.



На
предприятии проводится операция Службы безопасности Украины. Заместитель
председателя профсоюза украинских брокеров Виктор Потапенко сообщил газете «Сегодня» о том, что
практически каждый контейнер выгружают для досмотра содержимого: сотрудники СБУ
ищут незадекларированные товары. Простой каждой емкости обходится примерно в 1
тыс. долл. за сутки. «Это стало последним аргументом для немногих оставшихся
крупных транзитеров. Они уходят работать с иностранными черноморскими портами —
Констанцей и Варной», — отметил специалист.

Исполняющий
обязанности начальника Одесского порта Юрий Васьков заявил: «Еще полгода назад
на оформление контейнера уходило 4 часа, сейчас — 12 — 14 часов. Многие
терминалы наполнены «под завязку». Например, руководство терминала
«Бруклин-Киев» уже направило нам официальное извещение о том, что из-за
перегрузки вынуждено направлять грузы для таможенной обработки в другой порт».

Издание
также приводит мнение экономиста Павла Шуста о том, что из-за таких проверок
город и область теряют десятки миллионов долларов в год: «Нынешний затор создан
искусственно. Крупная украинская финансово-промышленная группа, связанная с
властными структурами, умышленно уничтожает своих конкурентов — грузоперевозчиков
— при помощи силовиков».

Напомним,
что подобная ситуация складывается в Одесском (а также в Ильичевском морском
торговом) порту далеко не впервые. Контейнерные «заторы» образовывались, в
частности, летом и осенью прошлого года, а также зимой
нынешнего. Каждый раз это происходило под лозунгом борьбы с контрабандой.

Между тем
предприниматели неоднократно жаловались на коррупцию в портовых таможенных
подразделениях. Например, в открытом письме к губернатору Эдуарду Матвийчуку
бизнесмены подчеркивали: «Таможенники знают, как заставить платить. В портах
действует норма — дается несколько дней для организации бесплатного вывоза
контейнера. После чего за каждые сутки пребывания в порту начисляли штраф – от
100 до 500 долл. Пользуясь этим, таможенники перестали принимать на регистрацию
документы для вывоза контейнеров, а уже загруженные автомобили просто не
выпускают. Объяснений не дают, а карточка отказа в таможенном оформлении, как
того требует закон, не предоставляется. Для транспортно-экспедиционных
предприятий начинают работать штрафные счетчики. Часть экспедиторов из-за
безвыходного положения соглашаются на дачу взяток».

В июле
группа предпринимателей подписала письмо в Генеральную прокуратуру и
Службу безопасности Украины. Бизнесмены утверждают: «Коррупция на таможне –
открытая, наглая. У чиновников нет страха перед наказанием. И если при
Президентах Леониде Кучме и Викторе Ющенко фирмам-импортерам делались
«экономически выгодные предложения» добровольно растаможить товар в Одессе,
Ильичевске или Николаеве, то сейчас ситуация изменилась». Предприниматели
поясняют: «Например, если легальное растаможивание стоило около 10 тыс. долл.
(выплаты в госбюджет), то нелегально можно было растаможить за 8 тыс. долл.
Теперь же, если легальное растаможивание обходится, например, в 10 тыс. долл.,
то уже не добровольное, а принудительное нелегальное стоит 15 тыс. долл.».

В
документе отмечается: чтобы заставить предприятия нелегально растаможивать
товар в Одессе или Ильичевске, контейнеры под разными предлогами или без
объяснения причин задерживаются в портах. «После этого делается предложение
растаможить груз в Одессе или Ильичевске – через фиктивную фирму. Такие
компании очень легко найти через таможенную статистику. Они растаможивают
большие объемы товаров различных групп (игрушки, чай, обувь, продукты питания,
одежда) и не имеют собственных складов», – рассказывают бизнесмены. По их
сведениям, в Одессе таких фирм четыре, в Ильичевске – две.

В июне
предприниматели устроили автомобильный пробег по дороге в объезд Одессы. По три
десятка фур и легковых машин проехали от поселка Авангард до Ильичевска, где
возле таможни состоялся митинг. Участники акции выступили против
злоупотреблений на таможне, потребовав прекратить незаконные поборы и задержки
оформления грузов в Одесском и Ильичевском морских торговых портах.

В марте
были уволены 15 должностных лиц Южной таможни – за нарушение присяги
государственного служащего. Еще 7 человек на одну ступень понижены в
специальном звании. Были выявлены «многочисленные нарушения требований
действующего законодательства должностными лицами Южной таможни при таможенном
контроле и таможенном оформлении товаров, поступавших в адрес отдельных
субъектов внешнеэкономической деятельности».

ТИА "Вiкна-Одеса"