2011-08-22 11:04:44
Летом народу прибавляется не только возле тех крымских достопримечательностей, которые находятся на суше, — под водой тоже наблюдается оживление. Дайвинг за последние 4 — 5 лет прочно утвердился в Крыму как одна из изюминок туристической отрасли. Отдыхающим предлагают живописные маршруты, рассчитанные на разный уровень подготовки. Очень часто украшением подводной экскурсии становится спуск к затонувшим кораблям.
Не так давно комитет по вопросам культуры и духовности ВР Украины уже
рекомендовал депутатам принять за основу законопроект о морских
мемориалах. Суть его в том, чтобы придать особый статус гражданским и
военным кораблям, на которых погибли люди. Отраженное в законопроекте
количество погибших, которое должно выделить такие суда из огромного
числа ушедших под воду кораблей, небесспорно.
В перечне 18 затонувших
кораблей, среди которых 9 погибших у берегов Крыма. Есть ли смысл в том,
чтобы наделять эти суда особым статусом, ведь все затонувшие корабли
являются памятниками истории и находятся под защитой закона об охране
культурного наследия?
К слову, вошедший в список возможных морских мемориалов транспорт
«Армения» (в 1941 г. на нем погибли около 7 тыс. человек) просто
невозможно показывать: до сих пор неизвестно точно, где он затонул. К
теплоходу «Ленин», который в начале войны унес на дно 900 человек (это
официальные данные, иногда число погибших называют иное — до 3 — 4 тыс.
человек), нырнуть могут только опытные профессионалы со специальным
снаряжением — это судно лежит на глубине около 95 метров.
Точно так же
малодоступен минный заградитель «Прут», затонувший еще в 1914 г. и
лежащий на глубине 110 метров. Недоступен для экскурсий и германский
транспорт Totila, пытавшийся эвакуировать около 4 тыс. немцев в 1944 г.,
а также советский эсминец «Дзержинский».
Главное рациональное зерно законопроекта, отмеченное экспертами, — это
вопрос о хозяйственной деятельности вокруг затонувших кораблей.
Относительно потенциальных морских мемориалов предлагается организовать
«обеспечение контроля и неприкосновенности, за исключением его
исследования». Н
о многие корабли и так надежно охраняет морская глубина.
А вот более доступные суда регулярно страдают: не секрет, что иногда
экскурсии к подводным объектам заканчиваются подъемом «сувениров» — от
кусочка обшивки до подобранных на самих судах вещей. «1К» уже писала и о
том, что интересы некоторых подводных «исследователей» заключаются в
поиске уцелевших боеприпасов, подъеме металла для последующей сдачи. Так
что вопрос очень актуален: как-то урегулировать эту деятельность
необходимо.
Кстати, Крым несколько опередил Киев в этой работе, считает председатель
Рескомитета АРК по охране культурного наследия Сергей Тур. «Мы создали в
рескомитете подводный сектор, — рассказал он «1К». — Уже внесли наши
предложения по паспортизации объектов, находящихся на дне Черного моря у
берегов полуострова. Надеемся, в Киеве или выделят на паспортизацию
деньги, или начнут сами обрабатывать эти подводные памятники».
Сергей
Тур пояснил, что как раз сейчас ведется работа с предпринимателями,
которые могут в более цивилизованном русле организовать подводные
экскурсии. Такие организации (лицензированные) должны отдавать себе
отчет в том, что они несут ответственность за сохранность памятника.
На дне морском, впрочем, встречаются не только корабли. Рескомитет
согласует программы археологических исследований под водой — ученые ищут
поглощенные морем древние селения. В этом году, например, на Керченском
полуострове археологи вели работы по изучению античного городища Акра,
который погиб, когда поднялся уровень моря. Всего же на дне у крымских
берегов насчитывается около 3,5 тыс. различных объектов.
Первая Крымская информационно-аналитическая газета
рекомендовал депутатам принять за основу законопроект о морских
мемориалах. Суть его в том, чтобы придать особый статус гражданским и
военным кораблям, на которых погибли люди. Отраженное в законопроекте
количество погибших, которое должно выделить такие суда из огромного
числа ушедших под воду кораблей, небесспорно.
В перечне 18 затонувших
кораблей, среди которых 9 погибших у берегов Крыма. Есть ли смысл в том,
чтобы наделять эти суда особым статусом, ведь все затонувшие корабли
являются памятниками истории и находятся под защитой закона об охране
культурного наследия?
К слову, вошедший в список возможных морских мемориалов транспорт
«Армения» (в 1941 г. на нем погибли около 7 тыс. человек) просто
невозможно показывать: до сих пор неизвестно точно, где он затонул. К
теплоходу «Ленин», который в начале войны унес на дно 900 человек (это
официальные данные, иногда число погибших называют иное — до 3 — 4 тыс.
человек), нырнуть могут только опытные профессионалы со специальным
снаряжением — это судно лежит на глубине около 95 метров.
Точно так же
малодоступен минный заградитель «Прут», затонувший еще в 1914 г. и
лежащий на глубине 110 метров. Недоступен для экскурсий и германский
транспорт Totila, пытавшийся эвакуировать около 4 тыс. немцев в 1944 г.,
а также советский эсминец «Дзержинский».
Главное рациональное зерно законопроекта, отмеченное экспертами, — это
вопрос о хозяйственной деятельности вокруг затонувших кораблей.
Относительно потенциальных морских мемориалов предлагается организовать
«обеспечение контроля и неприкосновенности, за исключением его
исследования». Н
о многие корабли и так надежно охраняет морская глубина.
А вот более доступные суда регулярно страдают: не секрет, что иногда
экскурсии к подводным объектам заканчиваются подъемом «сувениров» — от
кусочка обшивки до подобранных на самих судах вещей. «1К» уже писала и о
том, что интересы некоторых подводных «исследователей» заключаются в
поиске уцелевших боеприпасов, подъеме металла для последующей сдачи. Так
что вопрос очень актуален: как-то урегулировать эту деятельность
необходимо.
Кстати, Крым несколько опередил Киев в этой работе, считает председатель
Рескомитета АРК по охране культурного наследия Сергей Тур. «Мы создали в
рескомитете подводный сектор, — рассказал он «1К». — Уже внесли наши
предложения по паспортизации объектов, находящихся на дне Черного моря у
берегов полуострова. Надеемся, в Киеве или выделят на паспортизацию
деньги, или начнут сами обрабатывать эти подводные памятники».
Сергей
Тур пояснил, что как раз сейчас ведется работа с предпринимателями,
которые могут в более цивилизованном русле организовать подводные
экскурсии. Такие организации (лицензированные) должны отдавать себе
отчет в том, что они несут ответственность за сохранность памятника.
На дне морском, впрочем, встречаются не только корабли. Рескомитет
согласует программы археологических исследований под водой — ученые ищут
поглощенные морем древние селения. В этом году, например, на Керченском
полуострове археологи вели работы по изучению античного городища Акра,
который погиб, когда поднялся уровень моря. Всего же на дне у крымских
берегов насчитывается около 3,5 тыс. различных объектов.
Первая Крымская информационно-аналитическая газета