2011-08-03 08:18:28
“Урегулирование Украиной и Молдавией вопроса относительно Паланки – явление, безусловно, позитивное, поскольку снят вопрос, который на протяжении длительного времени был камнем преткновения в украинско-молдавских отношениях”, – заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM одесский политолог Артем Филипенко.
“Но не стоит забывать, что проблема Паланки – это только часть общей проблемы развития украинского Придунавья. Главное, чтобы сейчас не сработало своеобразное ощущение эйфории. Вопрос о Паланке долгое время был на слуху. Может случиться так, что территориальный спор решили, а одновременно забудут о том, зачем его было необходимо решать, есть риск, что вопрос о строительстве автотрассы Одесса-Рени отойдет в тень. Вопрос развития украинских дунайских портов – это, в первую очередь, внутренний украинский вопрос. Никто его за Украину не решит. Никто не создаст благоприятную тарифную политику, никто не вложит средства в развитие инфраструктуры, в привлечение грузопотоков”, – отметил эксперт.
“Что же касается порта Джурджулешть, то здесь вызывает опасение, прозвучавшее недавно со стороны Молдавии предложение о включении этого порта в трансграничный транспортный узел с участием Румынии. Конечно, мощности порта Джурджулешть не могут сравниться с мощностями украинских портов. Однако может быть принято политическое решение с учетом наметившегося молдавско-румынского сближения и в молдавский порт будут привлечены инвестиции исключительно с единственной целью – усложнить работу украинских портов”, – предположил политолог. “У Украины есть рычаги влияния на молдавскую сторону в этом вопросе. В частности, порт Джурджулешть представляет определенную экологическую опасность для украинского Придунавья и Киев может аппелировать к европейским структурам с просьбой оказать давление на Молдавию”, – резюмировал Филипенко.
Как полагает депутат Одесского городского совета Александр Васильев, выполнение Молдавией своих обязательств по договору об обмене территориями стоилотех экономических уступок, которые она выторговала у Украины.
“В принципе, сама идея обмена территориями между Украиной и Молдавией и наличие территориальных споров между нашими странами, к тому же на фоне приднестровского конфликта, показали всю условность современных государственных границ на руинах СССР. Они были прочерчены внутри советской империи, часто на специфических политических основаниях, без экономического и географического основания, а затем именно они стали границами суверенных государств. Отсюда – эти территориальные конфликты, которые касаются зачастую нескольких хуторов, которые смутно представляют себе столичные политики. В данном случае мы увидели определенную рационализацию пограничной ситуации, что пойдет на пользу украинского приднестровья, развитие которого сильно тормозилось из-за плохого сообщения с “большой землей”. Хочу напомнить, что украинская территория между Днестром и Дунаем сопоставима с территориями Закарпатья или Буковины”, – отметил Васильев.
“Очень хорошо, что Молдавия, наконец, выполнила свои обязательства по договору, при этом стоит проанализировать, почему она не сделала этого раньше. Во многом это связано с нестабильной политической ситуацией в самой Молдавии, где ни коммунисты, ни либералы уже долгое время не могут сформировать крепкую власть. Кроме того, большую роль в регионе всегда играет крупная, так сказать, “фигура умолчания” – Румыния. А, учитывая влияние Румынии, тем более нужно обеспечить полноценное сообщение с украинским приднестровьем. В дальнейшем ситуация будет зависеть от отношений между крупными игроками региона: Румынией и Украиной. Нужно понимать, что к сильному и достаточно прочному государству, в лояльности населения которого никто не сомневается, никто сейчас не предъявляет серьезных территориальных претензий. И наоборот”, – продолжил свою мысль депутат.
“Говорить об экономической неравнозначности при территориальном обмене здесь, думаю, не стоит. Да, Украина не имеет права бесплатной эксплуатации Джурджулештского порта, но следует учесть, что пока что Украина не способна полностью загрузить свои собственные порты на Дунае. Этим критерием и руководствовались, когда отказывались от Джурджулештского порта: туда у нас руки все равно не дошли бы. Да, нам пришлось разрешить молдаванам пользоваться сельскохозяйственными угодьями на украинской территории, но здесь главное было – добиться выполнения Молдавией своих обязательств. Для нашего подунавья вопрос сообщения с “большой землей” критичен, и, ради его решения пришлось пойти на определенные экономические уступки. Однако, тот факт, что такое маленькое и не самое сильное государство, как Молдавия, столько лет водило за нос украинское правительство, по-моему, достаточно красноречив”, – заявил Александр Васильев.
Как сообщалось, 30 июня Молдавия и Украина подписали акт определения и закрепления на местности границ участка автомобильной дороги Одесса-Рени в районе молдавского села Паланка, а также земельного участка, по которому она проходит. Согласно достигнутому соглашению, эксплуатация и обслуживание автомобильной дороги и всех необходимых для этого сооружений на переданном участке будет осуществляться Украиной, в свою очередь Молдавия сохраняет за собой право бесплатного пользования указанным участком автомобильной дороги, кроме того, на передаваемом участке не будет осуществляться пограничный, таможенный и другие виды контроля, которые обычно осуществляются при пересечении государственной границы. Жители населенного пункта Паланка сохраняют неотъемлемое право беспрепятственного пользования сельскохозяйственными угодьями на площади более 900 гектаров земли, расположенной на территории Молдавии на противоположной стороне данной автодороги. По договору с Украиной 1999 года об обмене территориями Молдавия получила от Украины участок берега на Дунае для строительства Джурджулештского порта, а земельный участок в районе села Паланка не передавала Украине до сих пор.