2011-07-27 17:22:13
27 июля 2011 года исполняется 70 лет со дня гибели парохода “Ленин”, крушение которого стало одной из крупнейших морских катастроф XX века.
Грузо-пассажирский пароход тоннажем 2713 тонн был построен в 1909 году
по российскому заказу в германском Данциге (ныне – польский Гданьск).
Вошел в состав "Добровольного флота" Российской Империи под названием
"Симбирск". Работал на дальневосточных линиях, совершая рейсы в Японию и
Китай. В 1922 году вошел в состав Совторгфлота, был переименован в
"Ленин". Затем был переведен на Черное море, совершал рейсы между
Одессой и Новороссийском. В 1937 году совершал рейсы в республиканскую
Испанию, за что был награжден Орденом Ленина. Перед началом Великой
Отечественной Войны был модернизирован.
После начала войны "Ленин" совершал рейсы, перевозя эвакуированных. 24
июля вышел из Одессы, имея на борту точно неустановленное число
эвакуированных и мобилизованных. После стоянки в Севастополе вечером 27
июля вышел в составе конвоя гражданских судов (пароходы "Грузия",
"Ворошилов") в сопровождении сторожевого катера. После 23.00 на судне
раздался сильный взрыв, за короткое время пароход затонул. Другими
судами из воды было спасено более 500 пассажиров.
Точное число погибших на судне неизвестно. По разным оценкам оно
составляет от 600 до нескольких тысяч человек. Выяснить число пассажиров
на судне не удалось. По данным выживших, пароход был сильно перегружен и
буквально"забит людьми".
Согласно выводам военного трибунала Черноморского флота, заседавшего в
августе 1941 года, причиной взрыва стало столкновение с миной (в
качестве одной из версий называется атака подводной лодки). Лоцман судна
Иван Свистун был разжалован и расстрелян. В 1992 году лейтенант Свистун
был посмертно реабилитирован.
Справка подготовлена на основе открытых источников.