Предприниматели пожаловались на вымогательство со стороны одесских таможенников в портах

2011-07-08 15:10:04

Группа предпринимателей подписала письмо в Генеральную прокуратуру и Службу безопасности Украины, жалуясь на масштабные коррупционные действия таможенников в Одесском регионе.



По данным авторов
послания, количество контейнеров,
проходящих через украинские порты,
уменьшилось на 53%. В письме, в частности,
говорится: «Создается впечатление, что
портовые объекты предполагается
приватизировать через банкротство. От
услуг украинских гаваней заставили
отказаться почти всех транзитеров.
Украинские фирмы все чаще вынуждены
завозить свой товар через иностранные
порты».

Бизнесмены
утверждают: «Коррупция на таможне –
открытая, наглая. У чиновников нет страха
перед наказанием. И если при Президентах
Леониде Кучме и Викторе Ющенко
фирмам-импортерам делались «экономически
выгодные предложения» добровольно
растаможить товар в Одессе, Ильичевске
или Николаеве, то сейчас ситуация
изменилась». Предприниматели поясняют:
«Например, если легальное растаможивание
стоило около 10 тыс. долл. (выплаты в
госбюджет), то нелегально можно было
растаможить за 8 тыс. долл. Теперь же,
если легальное растаможивание обходится,
например, в 10 тыс. долл., то уже не
добровольное, а принудительное нелегальное
стоит 15 тыс. долл.».

В документе
подчеркивается: чтобы заставить
предприятия нелегально растаможивать
товар в Одессе или Ильичевске, контейнеры
под разными предлогами или без объяснения
причин задерживаются в портах. «После
этого делается предложение растаможить
груз в Одессе или Ильичевске – через
фиктивную фирму. Такие компании очень
легко найти через таможенную статистику.
Они растаможивают большие объемы товаров
различных групп (игрушки, чай, обувь,
продукты питания, одежда) и не имеют
собственных складов», – рассказывают
предприниматели. По их сведениям, в
Одессе таких фирм четыре, в Ильичевске
– две. «Хранение контейнера в порту и
штраф за задержку превышает 50 долл. в
сутки, поэтому многие импортеры вынуждены
соглашаться», – отмечается в послании.

Напомним: ранее
о масштабных злоупотреблениях со стороны
таможенников предприниматели заявляли,
в частности, в открытом письме к
губернатору Эдуарду Матвийчуку.
Упоминались конкретные размеры вымогаемых
взяток: 500 долл. за импорт каждого
контейнера и 200 – 300 долл. за транзит. По
данным сайта «Корреспондент»,
общая сумма неофициальных платежей на
Южной таможне превышает 500 млн. долл. в
год.

В феврале
Министерство инфраструктуры 
просило
Премьера Николая Азарова содействовать
разрешению критической ситуации с
оформлением и вывозом контейнеров в
Одесском и Ильичевском МТП. Подчеркивалось,
что время оформления каждого контейнера
в этих портах превышало 10 часов. Такое
положение «угрожает стабильной работе
портов и других предприятий». В
Министерстве добавляли: «По информации
экспедиторских и брокерских компаний,
проблема заключается в отказе таможенников
оформлять грузы определенных наименований».

Подобная ситуация
сложилась далеко не впервые. В частности,
в июне 2010-го таможенники, декларируя
усиление борьбы с контрабандой, ввели
в указанных портах практически
стопроцентный досмотр контейнеров.
Это 
объяснялось
значительным объемом контрабанды и
существенным занижением стоимости
продукции.

Первый заместитель
руководителя Гостаможслужбы Александр
Дороховский тогда 
уверял, будто его сотрудникам «удалось закрыть
схемы нелегального ввоза товара через
порты Одесской области». И на это, по
словам чиновника, жалуются лишь
предприниматели, «которые на таких
схемах зарабатывали миллиарды гривен,
не платя ни копейки в государственный
бюджет».

В сентябре
прошлого года в упомянутых портах снова
сложилась критическая ситуация с
таможенным оформлением грузов. На обоих
госпредприятиях 
скопились
тысячи контейнеров.
Проверки
усилились, когда руководство
Гостаможслужбы 
обвинило
свои подразделения на местах в
«ненадлежащем контроле» над деятельностью
брокеров.

В марте 2011-го
были 
уволены 15 должностных
лиц
Южной таможни – за нарушение
присяги государственного служащего.
Еще 7 человек на одну ступень понижены
в специальном звании. Были выявлены
«многочисленные нарушения требований
действующего законодательства
должностными лицами Южной таможни при
таможенном контроле и таможенном
оформлении товаров, поступавших в адрес
отдельных субъектов внешнеэкономической
деятельности».

В июне
предприниматели устроили автомобильный
пробег по дороге в объезд Одессы. По три
десятка фур и легковых машин проехали
от поселка Авангард до Ильичевска, где
возле таможни состоялся митинг. Участники
акции выступили против злоупотреблений
на таможне, потребовав прекратить
незаконные поборы и задержки оформления
грузов в Одесском и Ильичевском морских
торговых портах.

Председатель
областного профсоюза автоперевозчиков
Дмитрий Охримчук 
отмечал:
«Несмотря на обещания высокопоставленных
чиновников упростить таможенное
оформление и искоренить коррупцию в
Государственной таможенной службе,
системных изменений не происходит.
После каждой встречи со столичным
руководством ситуация на какое-то время
нормализуется. Но потом все возвращается
на круги своя. Контейнеры простаивают
в портах по 3 — 5 недель, а за оформление
люди переплачивают по 1,5 – 2,5 тыс. долл.».

В свою очередь,
на Южной таможне утверждают, что
контейнеры в портах оформляются в
течение двух часов.

ТИА
"Вiкна-Одеса"