В Одесской области «осиротел» Измаильский порт

2011-07-06 11:29:53

Морехозяйственный комплекс Одесского региона основательно знобит. Не успела утихнуть шумиха вокруг смены руководства Ильичевского морпорта с криминальным преследованием и бегством уволенных начальника и главбуха предприятия, а также обыска в Одесском порту, как грянули новые события



На этот раз в порту Измаила. Бессменный с 1987-го года начальник предприятия Валентин Котельный написал заявление об уходе в связи с выходом на пенсию (в 2010-м ему исполнилось 60). Любопытно, что прошлой осенью, когда Министерство транспорта отказалось продлевать контракт с Котельным, он был явно не в восторге от перспективы уйти на покой. Портовики несколько раз выходили на акции протеста, обеспокоенность ситуацией выразила даже мэрия Измаила. Сейчас же все происходит, на удивление, спокойно.

«Судя по всему, на Валентина Федоровича основательно надавили, причем давление исходило со стороны его былого покровителя Константина Жеваго (принадлежащий бизнесмену Полтавский горно-обогатительный комбинат обеспечивает 70% грузопотока в Измаиле. — Авт.), — уверен источник «Сегодня» в Министерстве инфраструктуры. — Это вдвойне тяжелый для него удар, если вспомнить, что в прошлом году должность (правда, с приставкой "и. о.") за ним сохранили только в обмен на обещание не идти в мэры города. То есть, он и городским головой не стал, хотя шансы были, и порт потерял. Сплошное разочарование».  Сам Котельный в интервью измаильским газетам заявил, что "устал находится в подвешенном состоянии".

Официально Измаильский порт «осиротеет» с 11 июля. Имя нового руководителя пока держат в секрете, но, по данным нашего собеседника, им станет 50-летний Юрий Фуртатов, которого СМИ называют человеком  Жеваго. До мая этого года Фуртатов занимал должность главного инженера порта Южный, куда пришел из Херсона, где был первым замом начпорта. Еще раньше, до конца 2006-го, он возглавлял судоремонтный завод «Украина», ставший при его участии структурным подразделением Одесского морского торгового порта.

Тем временем облпрокуратура сообщает о новых уголовных делах в отрасли. На сей раз на прицеле у Фемиды — должностные лица порта Южный и оценщики, занимавшиеся выяснением стоимости Усть-Дунайского портопункта. Кроме того, возбуждено еще одно дело против служащих ильичевской гавани. Последних подозревают в повлекшей тяжкие последствия «служебной небрежности» (ч. 2 ст. 367 УК, наказание — до 5 лет за решеткой), из-за которой государство лишилось почти 200 тыс. грн. В Южном работники порта «злоупотребили служебным положением» (ч. 2 ст. 365, от 5 до 8 лет тюрьмы) на 90 тыс. грн. О каких должностных лицах идет речь, прокуратура не сообщает, ссылаясь на тайну следствия.

Между тем эксперты не исключают, что уголовные дела — своеобразная «артподготовка» к дальнейшим кадровым перестановкам в отрасли, в которых заинтересованы одна или несколько крупных финансово-промышленных групп. «Мы неоднократно это проходили, в том числе при прежней власти, — утверждает одесский экономист Олег Ильин. — Возбуждается дело, после чего неугодному начальнику предлагают три варианта: или он идет под нужного олигарха, или пишет заявление об уходе, или его снимают и сажают».

В свою очередь главный редактор еженедельника «Моряк Украины» Анатолий Венгрук связывает происходящее в портах с подготовкой к их реорганизации в акционерные госпредприятия — шаг, альтернативный приватизации.

Отметим, что Кабмин 29 июня внес на рассмотрение ВР законопроект, где предлагает оставить порты в списке не подлежащих продаже объектов.

Сегодня