2011-07-05 13:40:55
Обвинения Украины в нарушении авторских прав российских конструкторов при заключении контракта с Китаем на строительство малых десантных кораблей (МДКВП) на мощностях ОАО “ФСК “Море” (АРК) лишены основания, отмечают в Киеве.
"Рособоронэкспорта" обвинения в нарушении Украиной авторских прав
российских конструкторов при заключении контракта с КНР на строительство
малых десантных кораблей на воздушной подушке абсолютно беспочвенны. К
сожалению, они опираются на некорректную информацию", – отметил
агентству "Интерфакс-Украина" высокопоставленный военный источник.
"Специалистам
известно, что контракт с КНР готовился Украиной более пяти лет, его
выполнение гарантировано подписанным в мае 2009 года в Пекине
украинско-китайским межправительственным соглашением. Специалистам также
понятно, что подписанию документа подобного уровня предшествовала
серьезная работа по урегулированию всех аспектов, в том числе с
российской стороной, подобных контрактов", – отметил собеседник
агентства.
Как напомнил источник, "российская сторона, которая
все эти годы также вела переговоры с КНР на предмет сотрудничества в
строительстве МДКВП типа "Зубр", уже озвучивала аналогичные обвинения в
адрес Украины в 2009 году: дескать, передача документации на проект
12322 третьей стороне без согласования с разработчиком (ЦМКБ "Алмаз",
Санкт-Петербург, РФ – ИФ) противоречит российско-украинскому
межправительственному соглашению от 2006 года о взаимной охране прав на
результаты интеллектуальной деятельности, используемые и получаемые в
ходе двухстороннего ВТС".
"Вместе с тем, в РФ хорошо знают, что
действие данного соглашения распространяется на совместные
украинско-российские разработки в сфере ВТС, осуществленные после 1991
года. Кроме того, Украина строит для КНР не МДКВП проекта 12322, а
корабли другого проекта – 958, имеющего свои отличия", – заметил он.
"Строго
говоря, обвинения в нарушении ФСК "Море", на котором во времена бывшего
СССР, наряду с "Алмазом" велось строительство "Зубров", каких-либо
авторских прав надуманы: еще в советские времена "Алмаз" изготовил по
заказу ФСК отдельный комплект кáлек на проект 12322, и феодосийское
предприятие является законным владельцем документации на проект со всеми
вытекающими полномочиями", – уточнил источник.
Как подчеркнул
собеседник агентства, любые спекуляции на тему якобы возможных
разбирательств в международном суде в связи с нарушениями авторских прав
очень похожи на "грубые информационные манипуляции": "и в РФ, и в
Украине, и в КНР прекрасно знают, что подобные планы не имеют никакой
судебной перспективы", – констатировал он.
Вместе с тем, отметил
источник, вызывает сожаление и игра вокруг причин недавней трагедии на
ФСК "Море": специалистам известно, что несчастный случай не имеет
отношения к технологиям производства кораблей на ФСК, отметил он.
"Применяемые
на ФСК "Море" технологии, были, и по сегодняшний день остаются,
передовыми технологиями судостроения на территории СНГ", – подчеркнул
собеседник агентства.
"Трудно сказать, что стоит за новой волной
спекуляций вокруг сотрудничества в чувствительной сфере между Киевом и
Пекином: недовольство Москвы позицией Киева по чувствительным вопросам
двусторонних отношений, или вопросам более широкой международной
повестки", – сказал источник
Согласно сообщениям ряда российских
СМИ, на днях в ходе работы военно-морского салона в Санкт-Петербурге
глава делегации "Рособоронэкспорта" Олег Азизов заявил, что украинская
сторона нарушила авторские права российских конструкторов при заключении
контракта на строительство МДКВП по заказу КНР.
"Мы считаем, что
это нарушение прав интеллектуальной собственности, "Рособоронэкспорт"
информировал об этом органы исполнительной власти РФ", – сказал
О.Азизов. Один из российских аналитиков заявил при этом о возможности
судебных разбирательств и необходимости вынесения этого вопроса на
рассмотрение на высшем межгосударственном уровне.
ОАО ФСК "Море" –
известный в мире производитель скоростных судов из легких сплавов с
динамическими принципами поддержания, включая военные, на подводных
крыльях, на воздушной подушке, на каверне, глиссирующих.
В 2010
году ФСК "Море" приступила к реализации контракта объемом $350 млн на
строительство малых десантных кораблей на воздушной подушке (МДКВП) по
заказу КНР. Речь идет о строительстве и поставке 4-х кораблей. Из них
два корабля должны быть построены в Украине, два – в Китае с участием
украинских специалистов.