2011-06-08 17:54:03
Со времени визита Виктора Януковича в Николаев прошло две недели, достаточно для того, чтобы сделать вывод о том, кто проиграл по результатам поездки высокого гостя. Повода говорить о выигравших (в сфере экономики) пока нет. Первые отзывы николаевцев после публикаций отчетов о визите Президента в прессе и местном Интернете были на удивление однообразны: так зачем он приезжал?
Нужно отдать должное Виктору Януковичу: в отличие от своего предшественника, он не манкирует обязанностями главы державы и регулярно наведывается в провинциальные областные центры. Потому сам факт визита Николаев, не избалованный президентским вниманием в 2005-2010 гг., готов был воспринять с уважением. Безусловно, основные ожидания были связаны с судостроением, и ожидания эти подкреплялись периодическими высказываниями из облгосадминистрации о возможной повестке дня заседания Совета регионов в Николаеве.
Напомним, что резкий скачок задолженности по зарплатам на двух из трех крупных верфей города (ГП «Судостроительный завод им.61 коммунара» и ОАО «Николаевский судостроительный завод «Океан») привел к тому, что Николаевщина вышла в лидеры по росту зарплатных долгов в Украине с вытекающими отсюда основаниями для кадровых решений.
Демонстративное и безоговорочное одобрение деятельности Николаевской облгосадминистрации во время совещания в местном «белом доме» стало единственным публичным результатом президентского визита. Да, это мощный ответ на слухи о возможной отставке Николая Круглова, но стоило ли ради этого гонять вертолет, не говоря уже о нашумевшем перекрытии международного транспортного коридора на 5 часов?
Почему основным объектом для посещения был выбран именно ЧСЗ? Ведь ясно, что не только телекартинка «президент в индустриальном пейзаже» является основным фактором выбора. Ладно, посещать некогда популярный у украинских вип-персон «Нибулон» сегодня не с руки. Но в Николаеве гораздо более успешно работает государственный комплекс «Зоря-Машпроект», который мог стать площадкой для заявлений на самые разные темы: от развития украинской энергосистемы до экспорта высокотехнологической военной продукции. Есть новенькие заводы «Сандоры» и холдинга «Агрофьюжен», почему выпали из внимания высокого гостя николаевские порты, наконец?
Другое дело, что руководители и владельцы этих предприятий не могут конкурировать с Вадимом Новинским. У него-то были и аргументы, и возможности убедительно представить их в Администрации Президента, чтобы устроить этот визит. Но ради чего?
Закладка корвета, под знаком которой прошел визит Януковича, не убедила ни николаевцев, ни судостроителей. И не только потому, что о начале работ по производству корвета Черноморский завод уже с помпой объявлял изрядное время тому назад. Дело в том, что в Николаеве, пусть де-факто и потерявшем статус южной корабельной столицы империи, остается достаточно много профессионалов, способных объяснить соседям и знакомым, что вполне протокольная церемония прикручивания таблички к металлическому листу пока остается всего лишь еще одной декларацией о намерениях.
А вот то, что проект нового Таможенного Кодекса прошел первое чтение в Верховной Раде на следующий день после «судостроительного» визита, убедительно свидетельствует об отношении власти к отрасли в целом: по заявлению первого вице-президента ассоциации «Укрсудпром» Виктора Лисицкого, разработчики не учли ни одного из предложений судостроителей.
В отсутствие льготного режима со стороны государства позиции «мирного» судостроения Украины также остаются крайне слабыми. А ведь, несмотря на существенное охлаждение под влиянием кризиса, мировой рынок судостроения остается весьма привлекательным. За последние двадцать лет тоннаж мирового торгового флота удвоился, его владельцам это обошлось в $400-450 млрд. По состоянию на 1 апреля 2011 года (фактически во время визита Виктора Януковича на Черноморский судостроительный завод), мировой портфель заказов составлял 5918 судов общим дедвейтом 412,5 млн.тонн.
Проще всего предположить, что один из влиятельных олигархов надеялся использовать визит Президента для стимулирования финансирования строительства корветов на его заводе. Но громкая фраза о «занесенном топоре» над головою министра финансов могла потешить журналистов, но никак не практиков общения с бюджетом. В украинских реалиях издевательским ответом на «корветные маневры» стала «инициатива» адмирала Ежеля о сборе народных пожертвований для строительства современных боевых кораблей.
Но вряд ли Вадим Новинский рассчитывал на серьезное финансирование до завершения бюджетного фестиваля Евро-2012. Другое дело – укрепить фундамент долгосрочных программ. И тут нельзя не вспомнить об Очаковском глубоководном порте.
Амбициозный проект «Смарт-холдинга» тормозят два момента: необходимость подвода к Очакову железнодорожной ветки и углубление подходного канала до 11 м (сегодня допустимая осадка тут – 5,5 м). О желательности участия государства в этой программе говорилось не единожды. Его реализация только за счет частных инвестиций вызывает большие сомнения у специалистов. Единственным шансом реализовать этот проект в краткие сроки является привлечение государства на условиях государственно-частного партнерства.
К сожалению, после презентации проекта Очаковского порта В.Ф.Янукович не простер длань, чтобы произнести искомое: «Очаковскому порту быть».
Но стоит отметить усилия В.Новинского, который сумел завести Президента на Черноморский судостроительный завод (который долгое время властные лица обходили третьей стороной, учитывая его тяжелое положение) и заручиться его поддержкой в вопросе строительства многострадального «Украинского корвета», и представил проект Очаковского порта. Других мотивов для визита В.Ф.Януковича в Николаев мы найти не смогли.
Роман Даценко