Контракт с Китаем по поставке малых десантных кораблей под угрозой срыва

2011-05-06 13:05:12

Украинские спецэкспортеры обеспокоены угрозой срыва крупного, объемом свыше $300млн, контракта с КНР в военно-технической сфере (ВТС), и ожидают адекватной реакции руководства Украины по обеспечению выполнения украинской стороной взятых на себя обязательств в одной из важнейшей сфер двусторонних украинско-китайских отношений.



Как
сообщил генеральный директор ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море»
(ФСК «Море», АРК) Виталий Кривенко, реализация заключенного в 2009 году
госкомпанией «Укрспецэкспорт» контракта на строительство и поставку в КНР малых
десантных кораблей на воздушной подушке (МДКВП) на мощностях ФСК «Море»
находится под угрозой срыва в связи с применением с 2010 года для предприятий
ОПК закона о госзакупках.

«Необходимость
предусмотренного законом проведения тендерных закупок для работающих в жестких
рамках исполнения внешнеэкономических контрактов предприятий «оборонки» влечет
недопустимый перенос сроков исполнения заказов, их срыв», – отметил В.Кривенко,
подчеркнув, что заключение контракта с КНР на поставку МДКВП было осуществлено
на нормативной базе, не предусматривавшей применение процедуры тендерных
закупок для ОПК.

По словам
собеседника агентства, дальнейшее применение закона о тендерных закупках в ОПК
рассматривается сегодня как системная, имеющая долгосрочные и многосторонние
негативные для отрасли и государства последствия проблема, требующая
оперативного решения.

При этом
гендиректор акцентировал внимание на негативных последствиях применения закона
о госзакупках для «оборонки» в перспективе.

«Вопиющим
следствием применения этого закона является то, что общедоступная информация о
тендерных закупках в оборонном секторе – это удар по коммерческим интересам, а
значит конкурентным позициям наших спецэкспортеров на мировых рынках. Это, в
том числе, и риски демпинговых действий со стороны иностранных конкурентов, и
более жесткие для Украины условия заключения экспортных контрактов», – пояснил
В.Кривенко.

Собеседник
агентства обратил особое внимание на тот факт, что связанные с действием в ОПК
закона о госзакупках риски – это сугубо украинская, внутренняя проблема.

«Особую
тревогу и недоумение вызывает то, что это сугубо внутренняя проблема Украины,
поскольку международная практика не предусматривает применение тендерных
процедур в «оборонке», во всем мире деятельность оборонных предприятий
регламентируется специальными законами», – подчеркнул он.

Касаясь
текущих рисков, связанных с выполнением китайского контракта, гендиректор также
выделил проблему невозврата НДС.

«При
заявленной ФСК «Море» по итогам 2010 года сумме возврата НДС в размере 18,28
млн грн, подтвержденной налоговыми органами сумме возврата в 6,33 млн грн,
предприятие не получило ни копейки. При этом контролирующими органами «за
завышение бюджетной компенсации» на компанию был наложен штраф в размере 361,2
тыс грн, хотя в соответствии с Налоговым кодексом, штрафы размером более 1 грн
могут применяться после 30 июня 2011 года», – уточнил он.

По данным
руководителя компании, в 2011 году ситуация с возвратом НДС для исполнителя
важного экспортного контракта только ухудшилась : «Уже в июне ФСК «Море» может
приостановить закупку товаров и услуг в рамках контракта в связи с критической
ситуацией по возврату НДС», – сообщил он.
Как напомнил В.Кривенко, переговоры по заключению контракта на поставку в КНР
МДКВП длились более 5 лет, и проходили на фоне жесткой конкурентной борьбы, а
выполнение контракта гарантировано специальным украинско-китайским
межправительственным соглашением в сфере ВТС.

«Уверен,
что руководство Украины располагает необходимыми инструментами для решения
проблемных вопросов данного значимого экспортного контракта, и они будут сняты
с «повестки дня» в ближайшее время», – сказал собеседник агентства.

По данным
источников агентства в ОПК, объем заключенного в 2009 году контракта на
поставку КНР МДКВП оценивается в порядка $350 млн. Речь идет о строительстве и
поставке 4-х кораблей. Из них 2 корабля должны быть построены в Украине, 2 – в
КНР с участием украинских специалистов.

МДКВП
способен перевозить 150 тонн груза, в том числе, до 3-х средних танков или до
500 военнослужащих десантных войск. Может передвигаться со скоростью более 60
узлов (около 120 км/ч) по земле, воде, льду и преодолевать преграды типа
«вертикальная стенка» высотой 1,5 м. Десантный корабль оснащен 5 газовыми
турбинами мощностью 5 л.с. каждая.

Фонд
госимущества Украины планирует на июнь проведение конкурса по продаже 100%
акций ОАО «ФСК Море».

В
госкомпании «Укрспецэкспорт», вошедшей в создающийся по решению правительства
госконцерн «Укроборонпром», ситуацию с реализацией контракта с КНР на поставку
МДКВП не комментируют.

Согласно
озвученным в ходе прошедшего в Пекине накануне официального визита в КНР
президента Украины Виктора Януковича в сентябре прошлого года 6-го заседания
межправительственной украинско-китайской координационной комиссии по вопросам
ВТС, Украина и КНР планируют к 2012 году нарастить объемы ВТС до $1,2 млрд.

Как
отмечалось китайской стороной в ходе заседания, военно-политическое руководство
КНР уделяет значительное внимание перспективам развития ВТС с Украиной и
считает его важнейшей составляющей двусторонних отношений.

По оценкам
экспертов, КНР входит в число перспективных партнеров Украины в ВТС, включая
военно-морскую тематику, авиапром, двигателестроение, ракетное вооружение.

По
некоторым оценкам, в динамично меняющейся геополитической обстановке, Киев заинтересован
в переводе украинско-китайского военно-политического и военно-технического
сотрудничества из проектной плоскости в стратегическую плоскость.

«Интерфакс-Украина»