Арабы закроют российский флот в Севастополе

2011-04-27 10:52:26

Если ЧФ России потеряет позиции в Средиземном море, Украине придется либо отойти от политики “филькиной внеблоковости”, либо добиваться пересмотра Харьковских соглашений




Произошедшая 20 апреля конфронтация гражданской революции в Сирии создала угрозу ликвидации единственной внешней военно-морской базы ЧФ РФ, пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ РФ в сирийском порту Тартус. Расстрелы мирных демонстраций режимом Башара Асада и поддержка сирийской оппозиции мусульманами-суннитами Саудовской Аравии сделали перемены в Сирии необратимыми. Вполне возможно, что эти перемены коснуться договоров об аренде ПМТО Тартус и его расширения.

Этот зарубежный российский военный объект находится в прямом подчинении расположенного в Украине Черноморского флота РФ — в Тартусе дислоцирована его 5-я оперативная Средиземноморская эскадра. В прошлом году Россия и Сирия заключили соглашение о повышении статуса базы Тартус: с ПМТО до постоянной военно-морской базы. Был заключен контракт на поставку Сирии противокорабельных ракет и комплексов ПВО, которые необходимы для эффективной защиты российской базы на случай ее блокирования международными силами или вероятным противником.

После того, как против планов расширения базы выступили США и Израиль, в конце лета 2010 года недалеко от одного из причалов ПМТО Тартус, в порту Эль-Латакия, случилось самое яркое недоразумение российской политики последних лет. Там при загадочных обстоятельствах погиб генерал-майор Юрий Иванов, заместитель начальника ГРУ Генерального штаба Вооружённых Сил РФ (по официальной версии, утонул во время купания).

До начала нынешних “арабских революций”, планы реанимации некогда мощной океанической миссии базированного в Украине Черноморского флота не ограничивались одной Сирией. Благодаря приходу к власти в Украине коалиции пророссийских партий, Кремль частично решил проблему аренды основной базы флота, и летом 2010 года заключил украино-российское Харьковское соглашение, которое продлило срок аренды ВМБ Севастополь. Работы по расширению сирийской ПМТО Тартус были начаты параллельно.

Кроме этого, осенью 2010 года, во время визита в Москву ливийского руководителя Муаммара Каддафи, Кремлем была сделана еще одна попытка расширения океанической миссии ЧФ РФ — была достигнута российско-ливийская договоренность о восстановлении радиотехнических и военно-морских баз бывшего СССР в этой стране. Перед прошлогодним визитом Каддафи в Москву, в ливийский порт Бенгази зашло соединение российских военных кораблей во главе с атомным ракетоносцем Северного флота “Петр Великий”. Соединение кораблей далее последовало в Венесуэлу.

Однако история часто повторяется в виде фарса. Ибо базированный в Украине российский Черноморский флот, получив в конце 2010 года права восстановления ПМТО бывшего СССР в Бенгази, не успел этими правами даже воспользоваться. Эти планы разрушились после того, как в Ливии вдруг разразилась демократическая революция.

Временное правительство этой страны показало, что не намерено признавать оборонные соглашения, ранее заключенные с РФ. 23 апреля ливийский Национальный Совет перенес в Бенгази правление обновленного Центрального Банка страны, расположив в этом же городе офис Ливийской нефтяной компании — нового надзорного органа в сфере добычи и торговли нефтью. Такие шаги новой ливийской власти показали, что Бенгази в ближайшее время будет выполнять функцию временной столицы Ливии. А раз столица, то строительство в ней базы российского Черноморского флота, при любых раскладах дальнейшего развития ливийской революции, представляется, мягко говоря, очень маловероятным.

Ко всем этим событиям в Ливии и Сирии следует добавить еще одну немаловажную деталь арабских революций — регулярный выход кораблей ЧФ РФ за пределы Средиземного моря до последнего времени делало возможным соглашения с Йеменом. Они предоставляли права пользования инфраструктурой военно-морской базы бывшего СССР в йеменском порту Ходейда. Нарастающая революция в Йемене, которая уже приводит к смене власти, угрожает денонсацией и этого соглашения.

Суммируя все эти события на арабском Востоке, можно предположить, что они уже в самое ближайшее время поставят Москву перед фактом — ЧФ РФ будет “наглухо закрыт” для самостоятельных операций вне пределов Черного моря, за исключением, разве что, выполнения эпизодических международных миссий или маневров. Как это закрытие внешней навигации флота скажется на Украине, где он базирован, не трудно себе представить.

Украинские политики, решившиеся в 2010 году продлить срок аренды ЧФ РФ в Севастополе, могут стать жертвой своего чрезмерного усердия. Если российский флот в ходе сотрясающих арабский мир революций утратит базы в Средиземном море, он заметно сократит сферу своего влияния. На сегодня сокращение этого влияния предполагает усиление одной-единственной перспективы — патрулирования российским флотом части территориальных вод Грузии, оккупированных в 2008 году, и более тесное вовлечение “внеблоковой” Украины в этот процесс.

К подобному повороту событий украинский политический режим не готов ни интеллектуально, ни физически. Поэтому, вместо дипломатического признания Абхазии или официального одобрения боевых выходов флота с украинской территории к грузинским берегам, Киев, рано или поздно, сделает то, что легче. А легче всего ему начать слезно уговаривать Кремль “пересмотреть или дополнить” Харьковские соглашения о сроках аренды ЧФ РФ, либо же денонсировать украино-российский газовый договор, приложением к которому эти самые Харьковские соглашения вроде бы как являются.

www.fin.org.ua