2011-03-31 09:00:56
Из-за сокращения грузооборота структуру накрыла волна увольнений
«В 2010-м порт обработал 27 млн т грузов, а в этом обработаем лишь 24 млн. Стали меньше перевозить нефть, зерно и металл. Сейчас у нас небольшие сокращения, — пояснил глава порта Николай Павлюк. — Но это касается лишь инженеров и вспомогательного персонала (техники, электрики. — Авт.). Многих переводим на другую должность. Докеров и механизаторов не сокращаем, а в частных стивидорных компаниях такие факты есть».
Портовики говорят: работы на всех не хватает, поэтому их заработки тают на глазах, а многим указывают на дверь или отправляют в отпуск за свой счет.
«Моя зарплата в этом году сократилась наполовину — с 5 тыс. грн. до 2,5 тыс./мес., — пожаловался нам докер из частной портовой компании Борис А. — Фирма близка к банкротству — на 60% уменьшилось количество контрактов. Уже уволили более 10 докеров-механизаторов. Остальных вынудили перейти на сокращенную рабочую неделю или отправили в неоплачиваемый отпуск». Борис «отдыхает» за свой счет уже вторую неделю и ищет новую работу. «Пока подрабатываю частным извозом. Если не найду другую работу, буду на даче разводить кроликов на продажу», — признается он. Коллеге Бориса — технику ОМТП Юрию — начальство настойчиво «порекомендовало» перейти на должность… ночного вахтера с окладом 800 грн. «Это оскорбительно! Будучи инженером, я получал около 3 тыс. грн. Когда заявил, что меня не устраивает должность сторожа, мне пригрозили, мол, уволят. Пришлось согласиться — за воротами порта работы не найду», — говорит 52-летний специалист.
По словам докера Вадима Елинецкого, уволенного из частной стивидорной портовой фирмы в январе, массовый уход портовиков в ближайшее время неизбежен: «Уже лишились работы около 10—15% портовиков, но даже после этого половина механизаторов, докеров и тальманов сидят без дела. Поэтому увольнения продолжатся и в госпорту, и у частников». Сам Вадим намерен стать частным брокером: «Поработав в порту, я завел знакомства с таможней и пограничниками. Это мне поможет».
600 пенсионеров — на выход. С окладом
В Ильичевском порту ситуация с работой не лучше. За прошедший год там уволили… 600 сотрудников! «Оптимизация структуры предприятия коснулась только пенсионеров, — говорит начальник порта Владимир Осиевский. — Чтобы стимулировать пенсионеров самим писать заявления об уходе, мы предложили им бонус после потери работы в размере 5 окладов. В этом году предлагаем 3 оклада. В итоге сокращение стало «бархатным» — никто не возмущался, так как людям дали компенсацию». По уверениям портовых брокеров, уменьшение грузопотоков ударило и по ним. «Я тоже ищу другую работу, — признается брокер из Ильичевска Виталий Сущенко. — Раньше зарабатывал от $2 тыс. до $3 тыс. в месяц. Сейчас — в лучшем случае до $1 тыс. Большинство грузопотоков из-за границы сейчас идет через Румынию и Калининград. Одессу иностранцы игнорируют — в основном из-за длительной растаможки контейнеров, а из-за простоев теряются деньги, да и сказывается торговый антиимидж Украины