2011-03-17 17:43:04
Пиратство — это хорошо организованный международный бизнес. Об этом заявил вице-президент ОАО “Совкомфлот” Владимир Медников на конференции по морскому страхованию в четверг.
“Цель этого бизнеса — получение прибыли, и государства ничего не
делают, чтобы с ним бороться. Международное сообщество и государства в
отдельности не могут обеспечить безопасность судоходства”, — сказал он,
отметив, что пираты атакуют морские суда ежедневно.
По словам В. Медникова, пираты знают о нахождении судна заранее,
выслеживают его, что нельзя сделать без спутниковых систем,
соответствующей техники и навыков. “Кто такие пираты? Это в основном
бедные необразованные люди, которых нанимают на эту работу”, — пояснил
он в кулуарах конференции.
“Судовладельцам приходится самим решать эту проблему, вести
переговоры с пиратами в случае захвата судна и экипажа, выплачивать
залог”, — отметил представитель “Совкомфлота”, добавив, что страхование
тоже не покрывает всех рисков.
“Если пираты откроют по судну стрельбу, и оно будет взорвано, сотни
тонн нефти выльются в море, экипаж погибнет (…) — кто будет за все это
отвечать? Возможно ли покрыть такой ущерб? Если заключать договор со
страховщиком, то по какой ставке, как обговорить эти риски? Если судно в
тайм-чартере, и фрахтователь не хочет содержать охрану на борту, кто
будет платить за последствия возможного нападения пиратов? На эти и
многие другие вопросы пока нет ответов”, — сказал В.Медников.
По его мнению, проблема пиратства сильно недооценена, в то время как
она становится актуальней с каждым годом. “Пиратство в Аденском заливе и
районе Африканского рога обходится мировой экономике в более 12 млрд
долларов ежегодно — без учета расходов на содержание военно-морских
сил”, — сказал представитель компании. Он затруднился оценить расходы
“Совкомфлота” на охрану и страхование судов, сказав лишь, что они
измеряются “миллионами долларов”.
Как сообщалось, “Совкомфлот” выступает за создание международного
трибунала для морских пиратов вместе с другими судовладельцами. Они
говорят о необходимости создания системы двусторонних соглашений,
которые регулируют вопросы доставки захваченных военно-морскими силами
пиратов на территорию береговых государств, обеспечивают судебное
разбирательство по таким преступлениям.
Согласно приведенным им данным, за первые два месяца 2011 года
зафиксировано 87 нападений на суда возле Сомали, захвачено 13 судов, в
районе Сомали удерживаются 243 члена экипажа, 7 человек убито. Всего
число удерживаемых судов, принадлежащих различным организациям, — свыше
30, общая численность удерживаемых в регионе пиратами членов экипажей —
711.
Группа “Совкомфлот” (в нее входит ОАО “Новороссийское морское
пароходство” (РТС: NOMP)) занимает первое место в мире в сегменте
танкеров — продуктовозов, арктических танкеров и газовозов ледового
класса, второе — в сегменте танкеров-афрамаксов. В составе флота — 146
судов суммарным дедвейтом более 10,5 млн тонн. Компания осуществляет не
только перевозки углеводородов, но и оказывает услуги в качестве морских
накопителей, осуществляет технический менеджмент судов сторонних
компаний. Единственным акционером группы является государство.