Владельцу «Нибулона» предложили продать четверть компании государству

2011-03-04 11:05:42

Государство предлагает крупнейшему украинскому зернотрейдеру стать партнерами для работы на рынке зерна



Государственным агент на рынке зерна может быть создан не с нуля, а на основе уже действующей компании-зернотрейдера. Законопроект № 8163, которым реформируются правила экспорта зерна и замыкает фактически всю внешнюю торговлю зерном на госоператоре, определяет минимальную долю государства в этой компании на уровне 25%. Таким образом, вхождение государства в состав собственников четверти акций дает право любой компании получить статус государственного агента. В текущих условиях этот статус – единственное, что позволит полноценно заниматься экспортом зерна из страны. Пока это лестное предложение получила компания «Нибулон» – крупнейший экспортер зерна по итогам последних сезонов.

Весомые аргументы

О том, что «Нибулону» было предложено рассмотреть вариант работы на рынке в тандеме с государством, сказала один из авторов законопроекта № 8163 народный депутат Инна Богословская. «Нибулон» – очень сильный игрок, очень сильный лоббист, я уважаю такие компании. Я говорила им – если вы заинтересованы в том, чтобы стать таким госсагентом – предложите это государству. Продайте 25 % или увеличьте уставный фонд и станьте таким игроком. Тогда за вами как за компанией будет стоять государство, страна» – сказала Инна Богословская.

В текущих условиях на рынке предложение взять государство в партнеры можно отнести к разряду таких, от которых «невозможно отказаться». Напомним, что правительство планирует существенно ограничить перечень участников рынка, которые могут заниматься экспортом зерна. Такую реформу предполагает зарегистрированный в парламенте (и уже одобренный аграрным комитетом ВР) законопроект №8163 о внесении изменений в Закон Украины «О зерне и рынке зерна в Украине» (относительно зерна по внешнеэкономическим договорам (контрактам). Документом предлагается ограничить право экспортировать сельхозпродукцию только непосредственным ее производителям, госагенту, а также компаниям, которые проинвестировали в выращивание этой продукции не менее 50% от ее стоимости. Авторы проекта – депутаты Инна Богословская (ПР), Марина Перестенко (КПУ) и Иван Сидельник (БЮТ).

Несмотря на то, что формально трейдеры, профинансировав будущий урожай в посевную, могут получить право экспорта, на практике все выглядит не так однозначно, считают участники рынка. Возникают вопросы к определению «вегетационного периода выращивания соответствующей сельскохозяйственной культуры», к определению цены, от которой компания должна инвестировать 50%. Наиболее вероятным вариантом работы для зернотрейдеров становится работа в порту, на FOB. Однако тогда возникает вопрос использования и загрузки инфраструктуры, которой обросли компании за годы работы в Украине. «Ее придется продавать, и когда все кинутся сбывать эти активы, то цена будет просто смехотворной» – предположил один из участников рынка. К слову, компания «Нибулон», которая развивала один из самых масштабный в истории Украины инфраструктурных проектов по строительству элеваторов, недавно заявила о заморозке этого проекта из-за отсутствия возможности экспортировать зерно в текущем сезоне.

В таких условиях партнерство с государством выглядит очень заманчиво. Основной риск – что после государства в партнерах появятся и другие компании – из числа приближенных к власти частников которые также будут претендовать на свою долю в гострейдере.

 Почему 25%

Отметим, что определенная законопроектом доля у государства гострейдере на уровне 25% изначально воспринималась неоднозначно, поскольку вызывала вопросы к собственникам остальных 75%. Инна Богословская объясняет этакой предел юридической необходимостью. «Нам нужно, чтобы компания не попадала под закон о госзакупках, потому что если она будет работать по тендерам, то она перестает быть рыночным игроком. Работа через тендеры – это смерть. Поэтому 25%» – говорит Инна Богословская. С другой стороны, госдоля в компании должна быть достаточно существенной, чтобы правительство имело возможность контролировать ее финансовые потоки.

Среди прочих условий к госоператору, которые предлагается внести в законопроект ко второму чтению – наличие у компании неснижаемых резервов на протяжении 50 дней (срок еще обсуждается). «Чтобы она работала не только на споте- купил-продал, но чтобы у нее был ресурс зерна, которым государство сможет пользоваться как инструментом» – сказала Богословская.

По мнению авторов законопроекта, на аграрном рынке назрела необходимость реформ из-за непропорционального распределения прибылей. "Сколько получают трейдер на территории Украины на этом расстоянии между селом и заключением договора? Разница составляет 60 долларов/тонна. В 2010 году средняя цена реализации зерновых культур в Украине – это 140 долларов, таможенная цена – это 190 долларов, то есть 50 долларов доставалось посреднику и за границей – еще плюс 100 -150 долларов в среднем" – говорит директор Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

По мнению чиновников, распределение прибылей в системе надо изменить и консолидировать ее на территории Украины, минимизировав участие посредников. Безусловно у мелких фермеров не появится возможности для торговли – они вряд ли сумеют или захотят регистрироваться на биржах, становится брокерами и формировать крупные экспортные партии. Но для средних компаний такая возможность появиться, уверены депутаты. А больше всего возможностей появится у госоператора.
«Объем чистой прибыли на этом рынке составляет минимум 1миллиард долларов в год. Мы знаем что путь свободен, мы знаем что мы заставим больших игроков на этом рынке поделиться своими сверхприбылями, хоть это им понятно и не нравится» – сказала Инна Богословская.

СПРАВКА

В парламенте также зарегистрирован законопроект N8053 от 2 февраля 2011 года. Авторы законопроекта: Виталий Борт (Партия Регионов), Марина Перестенко (Коммунистическая Партия), Сергей Терещук (Блок Литвина), Иван Сидельник (БЮТ). Согласно законопроекту, экспорт объектов государственного ценового регулирования предлагается осуществлять сельскохозяйственными товаропроизводителями таких объектов в объемах собственного производства и Государственным агентом по обеспечению экспорта объектов государственного ценового регулирования. Перечень таких объектов устанавливается Кабинетом Министров Украины ежегодно по результатам мониторинга аграрного рынка. Однако по мнению авторов законопроекта 8163 этот предыдущий вариант был не слишком удачным/

Газета "ДЕЛО"