Клюев и Колесников не могут поделить порты

2011-02-09 14:05:11

Согласно подготовленному проекту положения о Государственной службе морского и речного транспорта Украины («Укрморречфлот») предлагается создать министерство водного транспорта.



Во
исполнение указа Президента №1199 бывшая
Администрация морского и речного
транспорта («Укрморречфлот») подготовила
проект положения о Государственной
службе морского и речного транспорта
Украины, которым предложила существенно
расширить свои полномочия. Обновленному
ведомству планируется предоставить
максимальные полномочия, что сделает
символическим влияние Бориса Колесникова
на происходящие в отрасли процессы. В
Мининфраструктуры с предполагаемым
повышением статуса «моряков» смириться
пока не могут. По информации наших
источников в транспортном ведомстве,
между руководством министерства и
Госслужбы морского и речного транспорта
(«Укрморречфлота») продолжается борьба
за полномочия.

Согласно вышеупомянутому
указу Президента были утверждены типовые
положения о министерстве и центральных
органах исполнительной власти (госслужбах,
госинспекциях, госагентствах). Этим
документом предусмотрено, что госслужбы
получают полномочия по управлению
объектами государственной собственности,
государственному надзору (контролю),
предоставлению административных услуг,
тогда как министерствам остается
регуляторная политика и формирование
направлений развития. Утрата таких
полномочий не особо болезненна для
большинства министров, ведомства которых
находятся только на бюджетном
финансировании и не имеют денежных
предприятий в своей системе. Однако
иная ситуация сложилась вокруг портовой
сферы.

Предоставление вышеупомянутых
функций сделает «Укрморречфлот» третьей
по обороту структурой в госсекторе
экономики после «Нафтогаза» и
«Укрзализныци». Ведь только годовой
доход предприятий (прежде всего портов),
которые должны отойти новой службе,
составляет около 12 миллиардов гривен.

При этом «Укрморречфлот» планирует
утверждать финансовые планы госпредприятий,
устанавливать размер портовых сборов,
тарифов, сборов и плат за услуги (работы),
контролировать финансово-хозяйственную
деятельность подчиненных предприятий.
Министерство к тому же утратит полномочия
по назначению и увольнению руководителей
госпредприятий, капитанов морских и
речных портов. Не менее важными станут
функции по согласованию отчуждения
госимущества путем продажи, списания,
передачи в коммунальную собственность,
в управление, с баланса на баланс, в
совместную деятельность, лизинг,
концессию, залог и т.п. А также договоров
аренды недвижимости, менеджмента
(оперативного управления) и фрахтования.
Кроме того, «Укрморречфлот» получает
полномочия, ранее принадлежавшие
Госфлотинспекции по государственному
контролю (надзору). Но самое главное,
как указано в проекте положения, текстом
которого располагают «k:», — полномочия
«по управлению объектами государственной
собственности морских и речных портов,
других предприятий, учреждений и
организаций». Как видим, при утверждении
этого положения «штаб отрасли» станет
министерством без инфраструктуры. По
крайней мере, портовой. Тогда как до
недавнего времени порядка 80% интереса
руководства Минтранссвязи, а ныне
Мининфраструктуры, было сосредоточено
именно в морской отрасли, так как влияние
на железные дороги и «Укравтодор» в
последние годы лимитировалось со стороны
Кабмина.

Впрочем, шансы министерства
отстоять свои полномочия тают с каждым
днем. Как стало известно «k:», попытка
Мининфраструктуры сохранить за собой
полномочия не так давно не нашла понимания
в Минюсте. Министерство предложило свой
проект создания госслужбы, где попыталось
сохранить за собой все ныне имеющиеся
функции. Но в ответ на такую попытку
Минюст дал безапелляционный ответ —
новая структура должна соответствовать
типовому положению из Указа Президента.
Кроме того, на прошлой неделе в Одессе
состоялось заседание совета ассоциации
«Укрпорт», на котором инициатива
«Укрморречфлота» была поддержана.
Причем такого единодушия среди моряков
и портовиков давно не было. Транспортное
министерство действительно много лет
создавало проблемы для госпредприятий.
Не было бы особых проблем, если бы Борис
Колесников смог расставить на ключевые
позиции своих людей. Но глава
«Укрморречфлота» Сергей Крыжановский
считается креатурой Андрея Клюева. В
связи с этим Сергей Владимирович
достаточно комфортно чувствовал себя
при Константине Ефименко, а после старта
админреформы был без проблем переназначен
на эту должность. В этой ситуации для
Бориса Колесникова будет очень неприятно
согласовать и подать на утверждение
документ, лишающий его серьезных
полномочий.

Комментарии