2011-02-07 11:20:09
События в Одесском и Ильичёвском портах привлекли к себе внимание тысяч людей по всему миру. Иностранные грузоотправители и предприниматели, перевозчики, экспедиторы и таможенные брокеры стали заложниками того, что с 14 января с подачи СБУ в портах Одесского региона начался тотальный досмотр всех контейнеров, что буквально парализовало работу предприятий.
В связи с этим было приостановлено оформление документов на грузы, а контейнеровозы перестали выезжать с территории терминалов, говорит Галина Вдовина, член общественного совета при Государственной таможенной службе Украины.
Г. Вдовина: потом вдруг произошло куда более резонансное дело, когда негласно собрали все экспедиторские фирмы, и им сообщили, что дополнительно теперь все будут «взноситься» за выход каждого контейнера.
Подтверждают это и предприниматели – по словам людей в порту находятся два сотрудника СБУ, которые контролируют все грузовые потоки и получают по 50 долларов с контейнера.
В службе безопасности Украины тотальный досмотр всех контейнеров объяснили борьбой с контрабандой.
Что же касается таможни, то данное ведомство к задержке контейнеров в портах непричастно, заявил заместитель начальника Государственной таможенной службы Украины Сергей Сёмка.
С. Сёмка: про СБУ я уже говорил — ограничений по присутствию у них нет и не может быть – они не имеют ограничений по присутствию. Таможня не имеет тех полномочий, которые имеют правоохранительные органы, особенно в части оперативно-розыскной деятельности.
Данная ситуация пагубно сказалась на рейтинге Одессы как портового города. Крупные международные компании выразили свою обеспокоенность ситуацией и частично перенаправили грузы в другие регионы, говорит исполняющий обязанности начальника государственного предприятия «Одесский морской торговый порт» Юрий Васьков.
Ю. Васьков: с 14 по 22 января мы практически стояли по вывозу контейнеров, и 23 января мы уже были на грани остановки. Мы получили уже предупреждение от французской компании «CMA» о том, что следующее судно не может зайти в Украину, потому что у них нет места и разворачивает контейнера в Констанцу.
Однако все последствия задержки можно будет ощутить через месяц — только тогда станет понятно, какие иностранные компании отказались от услуг Одессы как транзитного порта. Сейчас ситуация понемногу стабилизируется, говорит Юрий Васьков.
Ю. Васьков: для начала надо понять, чем вообще была вызвана ситуация, и почему она произошла. На самом деле мы ответа на этот вопрос не имеем. То есть, всё-таки, что послужило причиной невыполнения распоряжения премьер-министра и ряда нормативных документов, той же таможенной службы, почему отказывалось в оформлении документов, почему был тотальный досмотр содержимого, мы этого не знаем. Официально мы ничего не получили. Была ли это спецоперация, ориентировка спецслужб — мы не знаем. А не зная причин, мы не знаем, что эти причины искоренило.
Результатом задержки на сегодняшний день стало то, что более 10-ти тысяч контейнеров на 3 недели намертво застряли в Одесском и Ильичёвском портах, предприниматели понесли огромные убытки, а государство недополучило миллионы гривен налогов, говорит Юрий Васьков.