Когда решится судьба теплохода «Василий Шукшин»?

2011-01-10 15:54:30

Теплоход «Василий Шукшин» – известная и грустная страница современной истории Украинского Дунайского пароходства. Еще в «луганский» период деятельности предприятия судно было передано в бербоут-чартер компании «Бардина Шиппинг» как фрахтователю, которая, в свою очередь, передала судно в оперирование компании «Сильвер Кнот» как оператору. Было начало 2008 года, подъем (как оказалось впоследствии, «дутый») фрахтового рынка… Таким образом, в первые месяцы эксплуатации судна в новой схеме ничто не предвещало того печального результата, который мы имеем в настоящее время.



    В августе 2008 года разразился мировой финансово-экономический кризис, что, естественно, отразилось и на судоходстве. Фрахтователю и оператору судна его эксплуатация стала попросту невыгодной, и началась схема элементарного «кидалова», когда фрахт ими инкассировался, а необходимые расходы и платежи в УДП по договору бербоут-чертера не оплачивались. В итоге, в конце 2008 года, судно было арестовано в порту Стамбул по нескольким искам на общую сумму более 300 тыс. дол. США. В последствии судно было фактически брошено предыдущим (не УДП) экипажем, и все проблемы, связанные с судном, легли на пароходство как на оригинального судовладельца.

    На первый взгляд, в тот период имелся простой выход – погасить долги по судебным искам, освободить судно, эвакуировать его в базовый порт, далее разбираться. Проблема, как говорится, была за малым: где в ситуации жесточайшего кризиса как в мире, так и в пароходстве, взять злосчастные 300–400 тыс. долл. США, а самое главное, как их оплатить, не имея на то соответствующих лицензий Национального банка Украины. Как результат – судно до сих пор продолжает стоять арестованным в порту Стамбул, пароходство ежемесячно несет прямые расходы на его содержание в размере около 60 тысяч долларов США. Интересующиеся арифметикой могут простым действием умножения определить суммы, вложенные в поддержание жизнедеятельности и безопасности судна и экипажа за более чем двухлетний период. Это в среднем 1,5 млн. долларов США – цифра, мягко говоря, впечатляющая.

    У несведущих может возникнуть вопрос, а что же делала администрация пароходства весь этот период? Ответ простой. Во-первых, имела в качестве проблем не только теплоход «Василий Шукшин», поскольку вопрос стоял вообще о выживаемости компании в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Во-вторых, искала и нашла решение по арестованному в Индии печально известному теплоходу «Радомышль». В-третьих, вытаскивала и вытащила из-под арестов теплоходы «Вилково» (порт Псахна, Греция), «Леонид Луговой» (порт Варна, Болгария), «Николай Заболоцкий» (порт Одесса, Украина), «Сергей Грицевец» (порт Тузла, Турция). Все эти пять судов – такое же печальное наследие упомянутых «Бардины», «Сильвера» и других «суперовых» специалистов. В-четвертых, боролась и продолжает бороться с чиновничьим равнодушием соответствующих специалистов бывшего Министерства транспорта и связи Украины (МТСУ), в чьих руках находилась и находится в данный момент возможность принятия простого, но эффективного решения, позволяющего выйти из создавшейся ситуации по теплоходу «Василий Шукшин».

   Возможные варианты дальнейшего развития событий:
оставить все как есть. Глупо, дорого (стоимость, как уже упомянуто, свыше 60 тысяч долларов ежемесячно только прямых расходов) и самое главное – такой вариант развития событий грозит безопасности экипажа и гибелью судна;

найти средства и законную возможность их оплаты, освободить судно из-под ареста, эвакуировать его в базовый порт (за буксиром), поставить в отстой до принятия каких-либо дальнейших решений. Cтоимость такой схемы экспертно 600–700 тысяч долларов США плюс последующие расходы, связанные с содержанием судна в отстое в базовом порту;

получить разрешение в прошлом МТСУ, в настоящее время Министерства инфраструктуры Украины (МИУ), списать судно, разделать на металлолом в близлежащих турецких портах. Стоимость такого варианта – сначала потратить около 400 тысяч долларов США на освобождение судна из-под ареста, затем получить от реализации металлолома приблизительно 600–700 тысяч долларов доходов, т.е. «заработать» (если так можно выразиться) прибыль в размере 200 – 300 тыс. дол. США;

вариант, предлагаемый чиновниками от МТСУ/МИУ Считаем: освободить судно из-под ареста – 400 тысяч долларов США, отремонтировать (стоимость ремонта экспертно около 1 млн. дол. США плюс еще неизвестно что «вылезет» при дефектации), итого 1,4 млн. дол. США. В итоге получить судно в возрасте 33–34 лет, эксплуатировать его на крайне низком фрахтовом рынке Черноморо-Азовского и Средиземноморского бассейнов (где судно по классу Регистра может работать) и, как говорят в народе, «радоваться жизни», безрезультатно пытаясь окупить вложенные в освобождение и восстановление судна средства;

-другие «сказочные» варианты.

     Исходя из здравого экономического смысла и простых арифметических действий, выход ясен: освобождение судна из-под ареста, параллельно – получение разрешения МИУ на списание, разделка на металлолом. Именно об этом и хлопочет руководство пароходства, направляя ходатайства и документы в МТСУ/МИУ. Однако, несмотря на всю очевидность пути выхода из ситуации, ответственные чиновники Министерства занимают наблюдательную позицию. Принятие ими решения тормозит либо политическая осторожность (если не сказать более грубо), либо простая боязнь взять на себя ответственность. Надежды – на новое руководство Министерства, для которого подготовлен обновленный пакет соответствующих документов. Остается верить, что нам все-таки удастся пробить стену равнодушия и дождаться момента, когда судьба теплохода «Василий Шукшин» будет решена как в интересах пароходства, так в конечном итоге и государства.

Владимир ЗАПОРОЖАН,
и.о. первого заместителя председателя правления –
президента ОАО «УДП».