«Укрсудпром»: Итоги-2010 и ориентиры-2011

2011-01-04 13:35:45

Ассоциация судостроителей Украины «Укрсудпром» представляет свое видение итогов 2010 года в и проект предложений по концентрации усилий в году 2011 году.



Итоги-2010

Как
и в предшествующие годы Ассоциация
сосредотачивалась в основном на
усовершенствовании системы
бизнес-регулирования, полагая, что
успешное решение этой проблемы создаст
основу (1) для привлечения заказов, (2)
восстановления и развития трудовых
коллективов, (3) привлечения инвестиций.

Первое.
Самое важное – нам удалось закрепить
специальный статус судостроения в
принятом Налоговом Кодексе. Такой
исключительности добились немногие
кластеры: АПК, космос, самолетостроение,
легкая промышленность, информационные
технологи в то время как многие другие
конкурентные преимущества остались за
пределами этого фундаментального
документа.

Второе.
Добились того, что власть предержащие
неоднократно публично заявляли о своей
готовности поддерживать судостроение.
После 5-летия фактического игнорирования
наших проблем это успех.

Третье.
При подготовке предложений по изменению
системы регулирования морехозяйственным
комплексом
впервые
на практике состоялось объединение
профессионалов. То есть, документы
готовились и продвигались Ассоциацией
судостроителей Украины «Укрсудпром»,
Ассоциацией судовых поставщиков,
Федерацией рыбаков Украины,
Институт  
проблем рынк
а 
и 
экономико-экологических
исследований
НАН 
Укра
ины,
«Укрречфлот» и другие коллективы.

Объединившиеся
профессионалы морехозяйственного
комплекса подготовили:

  1. Главу
    в Налоговый Кодекс «Специальные режимы
    налогообложения субъектов хозяйствования
    морехозяйственного комплекса». Более
    половины предложений в этой главе
    заняли ранее выполненные наработки
    Института  
    проблем р
    ынка и экономико-экологических
    исследований
    НАН 
    Укра
    ины
    формализованные в виде законопроекта
    «Про Международный реестр судов
    Украины». Глава была представлена в
    установленном порядке в Кабмин Украины;

  2. С
    участием УСПП раздел «Восстановление
    и развитие морехозяйственного комплекса»
    Программы экономических реформ на
    2010-2014 гг. Документ направлен Президенту
    Украины народным депутатом Украины,
    Председателем УСПП Анатолием Кинахом;

  3. Предложения
    по усовершенствованию Таможенного
    Кодекса.

Четвертое.
Объединившиеся профессионалы
морехозяйственного комплекса провели
ряд встреч с соответствующими комитетами
Верховной Рады. Налаженные контакты
пока что не есть достаточно продуктивными,
но они есть.

Говоря
о недостаточной продуктивности имеем
ввиду следующее. Наши идеи, переработанные
в формат Налогового Кодекса, насчитывали
25 пунктов. Фактически учтены только 3,
в том числе 2 в «урезанном виде». Это:

(1)
Освобождение от уплаты импортной пошлины
рыбы выловленные украинскими рыбаками;

(2) Увеличение
срока погашения налогового векселя об
уплате НДС до 720 дней для верфей (мы
ставили вопрос об отмене этого налога
для всего судостроительного комплекса,
включая судовое машино- и приборостроение,
и проектные организации, и науку);

(3)
На 10 лет освобождены от уплаты налога
с прибыли верфи (мы ставили вопрос об
отмене этого налога для всего
судостроительного комплекса, включая
судовое машино- и приборостроение, и
проектные организации, и науку).

Пятое.
Очень важно, что состоялась определенная
консолидация народных депутатов Украины
вокруг наших проблем. Проведенные
переговоры с народными депутатами
позволяют надеяться на достижение в
2011 году более результативного лоббирования
наших интересов в высших эшелонах
власти.

Шестое.
Достигнутые результаты далеко не
полностью, лишь процентов на 10 (если не
меньше), решают проблему создания
эффективной системы бизнес-регулирования
морехозяйственного комплекса в целом.
Однако, они все-таки создают определенную
основу для сотрудничества с властью в
ее решении. Объективности ради, критикуя
власть мы понимали, что особая острота
проблемы сбалансирования финансов
державы в целом заставляет ее, власть,
в определенном смысле слова
«дистанцироваться» от нас. Этим
«дистанцированием» и объясняется
неполный учет наших предложений.

Ориентиры-2011.

По
улучшению системы регулирования
морехозяйственного комплекса.

Продолжить
инициирование усовершенствования
системы регулирования морехозяйственного
комплекса сосредоточив особое внимание
на Налоговом Кодексе и на Таможенном
Кодексе. Целесообразно силами
объединившихся профессионалов
морехозяйственного комплекса
проанализировать наше видение необходимых
изменений и с учетом происходящих
изменений определить:

  1. Наиболее
    важные, которые нужно реализовать в
    законодательстве в первую очередь.
    Речь идет прежде всего о предложениях
    реализация которых даст вполне очевидный,
    прямой и относительно быстрый эффект.
    Представляется весьма целесообразным
    добиться, прежде всего, освобождения
    от налогообложения прибыли предприятий
    судового машино- и приборостроения,
    научно-исследовательских и проектных
    организаций.

  2. Изменения
    в законодательстве стимулирующие
    вертикальную интеграцию морехозяйственного
    комплекса на рыночной (добровольной)
    основе. В этой связи особый интерес
    представляет законопроект
    Института 
    проблем р
    ынка и экономико-экологических
    исследований
    НАН 
    Укра
    ины
    «Про Международный реестр судов
    Украины». Его принятие позволит
    стимулировать
    воссоздание
    нашего флота на наших верфях.

  3. Пути
    дальнейшей консолидацию профессионалов
    морехозяйственного комплекса через
    вовлечения в процесс ряда родственных
    ассоциаций.

Трансформация
Ассоциации в саморегулирующуюся
организацию.

В
органах власти фактически нет структур,
которые системно и на профессиональной
основе решали бы текущие и стратегические
вопросы воссоздания и развития и
судостроения, и морехозяйственного
комплекса в целом.

Несколько
лет назад именно наша Ассоциация
выступила с инициативой принятия закона,
который бы передавал ассоциациям
работодателей ряд важных полномочий
по администрированию процессов в
комплексах. Рассматриваемые в Верховной
Раде варианты законопроектов о
саморегулировании реальной экономики
не решают этот вопрос. Нам опять нужно
брать инициативу на себя и забрать часть
властных полномочий у власти на себя.
Например, по администрированию уплаты
НДС при импорте и импортной пошлины, по
освобождению прибыли от налогов и
другие.

Организация
государственной поддержки при заключении
контрактов и решении других производственных
вопросов.

Раньше
мы практически не занимались этим
комплексом вопросов. Однако, жизнь
разворачивает нас к нему. Нам нужно
взяться хотя бы за вопросы поиска
загрузки наших предприятий.

Первый
вице-президент Ассоциации судостроителей
Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий