Молдова готова отдать Украине порт в Джурджулештах

2010-11-25 10:31:19

Как стало известно, на днях премьер-министр Молдовы Владимир Филат отдал часть молдавской территории возле села Паланка Украине и готовит вернуть ей порт в Джурджулештах, пишет РБК.




Ночью 15 ноября украинские пограничники демонтировали свои пограничные столбы на 52-м километре автотрассы Одесса-Рени и сместили их вглубь молдавской территории. Также были демонтированы и промежуточные демаркационные столбы на этих же местах.

Как отмечают местные СМИ, желание украинского правительства передвинуть границу на 120 метров вглубь молдавской территории, несмотря на то, что этот участок границы уже демаркирован на местности и подписаны межгосударственные соглашения, можно понять. Украина готовится к Евро-2012, в стране реализовывается план капитального строительства дорог, а тут Молдова никак не может отдать территорию, которую “задолжала”. Тем самым тормозится строительство скоростной магистрали Одесса – Рени.

СМИ также отмечают, что подобные действия украинской стороны продиктованы пониманием слабости нынешнего молдавского правительства, т.к. подобных действий при Воронине украинцы себе не позволяли.

Говоря о территории под участком дороги вблизи Паланки, член комитета Верховной рады Украины по иностранным делам Тарас Черновол подчеркнул, что “Паланка, это – обязанность Молдовы, которая должна была полностью передать эту территорию Украине, и не 120 метров, а полностью”. А раз Молдова сама не желает отдавать территорию Паланки, значит нужно взять ее силой, посчитали в Киеве.

Более того, на сегодняшний день украинцы уже заявляют свои претензии на порт в Джурджулештах. Напомним, что по договору между Украиной и Молдовой первая отдает участок под строительство порта, а значит Молдова получает единственный выход к морю, а молдаване отдают часть земли возле Паланки. Но после того, как украинская сторона в одностороннем порядке осуществила изменение государственной границы, все тот же Т.Черновол заявил что Украина намерена инициировать возвращение себе участка, на котором расположен молдавский порт Джурджулешты на Дунае. “После всех подобных заявлений Молдовы, когда она отказывается выполнять свою часть соглашения, мы все-таки должны использовать сомнительный правовой акт, по результатам которого установить, что соглашение формально не вступило в силу из-за позиции одной из сторон, т.е. вернуть под контроль Джурджулешты”, – требует украинский парламентарий.

Некоторые эксперты на Украине, уверены, что передвижение границы и заявления Т.Черновола не что иное, как театр, который указывает на тайные договоренности между Киевом и Кишиневом. Ранее в СМИ фигурировали заявления о секретных договоренностях между Владимиром Филатом и тогдашним премьер-министром Украины Юлией Тимошенко. Как известно из достоверных источников, пожелавших остаться неизвестными, В.Филату уже удалось договориться с новым правительством Украины. Кроме финансовых вливаний со стороны местных одесских политиков-бизнесменов в кампанию ЛДПМ, киевские политики-олигархи пообещали неприкосновенность и всяческую поддержку в случае проигрыша на выборах 28 ноября. Ведь ни для кого не секрет, что получить порт, при этом ничего не вкладывая, хотел бы любой украинский олигарх. Тем более, что к порту будут прилагаться еще и ныне существующие контракты.

Вся эта ситуация, отмечают СМИ, еще раз доказывает, что правящий альянс не заинтересован в строительстве новой Молдовы как европейской державы с выходом в Черное море, для них важно сегодня остаться у власти, чего бы это им не стоило.

Молдова, обменяв участок шоссе у Паланки на несколько сот метров придунайской территории, выиграла – смогла построить порт и стать морской державой. Однако теперь Кишинев пытается “продать” ее еще раз. Так прокомментировал агентству REGNUM проблему Паланки одесский эксперт Артем Филипенко.

Как передает ИНФОТАГ, он не исключает, что она может стать вечной темой украино-молдавских отношений.

Последние события, связанные с демонтажем украинских пограничных знаков у молдавского села Паланка, свидетельствуют, по мнению эксперта, о том, что Киев становится более решительным в отношениях с Кишиневом.

Сейчас рассматривается вопрос реализации в качестве национального проекта “Дунайского коридора”, в котором важную роль играет автотрасса Одесса-Рени. Возможно, что Украине в конце концов надоест этот постоянный торг. Сегодня все чаще раздаются голоса о необходимости строительства участка автотрассы Одесса-Рени в обход Паланки через Днестровский лиман, – сказал он.

Филиппенко считает, что Молдавия рискует стать страной перманентных выборов.

Какой-то части политикума такая ситуация выгодна, поскольку ловить рыбку всегда лучше в мутной воде, но для государства и народа это будет очевидный проигрыш. Она каждый раз будет балансировать на грани утраты государственности. А утрата государственности – это не обязательно поглощение Молдавии Румынией. Просто будет существовать некая территория с границами, флагом, гербом, а самого государства не будет, – сказал он, отметив, что Украина должна быть более активной в молдавских политических играх.

Эксперт уверен, что поддержка официальным Киевом территориальной целостности Молдовы соответствует интересам Украины в регионе.

Имея в своем составе проблемные территории, в которых время от времени возникают сепаратистские настроения, Украина не может себе позволить роскошь поддерживать непризнанные республики на просторах СНГ. Сегодня любой шаг в этом направлении может спровоцировать эффект домино. Недаром Виктор Янукович, который в 2008 г. высказывался о необходимости признания Украиной независимости Абхазии и Южной Осетии, вскоре после прихода к власти, заявил о безусловной поддержке территориальной целостности Грузии, – сказал он.

В то же время, по мнению Филипенко, Украина должна быть более гибкой в вопросах взаимоотношений Кишинева и Тирасполя и преследовать, прежде всего, свои национальные интересы.

Основной акцент здесь может быть сделан на поддержку соотечественников, живущих в Молдавии, причем не только в левобережных районах, но и в правобережных. Украинцы на территории Молдавии – это не диаспора, появившаяся вследствие эмиграции, а такое же коренное население, как и молдаване. Они живут на этой земле столетиями, и для Украины крайне важно поддерживать их национальную идентичность и защищать их права так, как это делают другие государства, – подчеркнул политолог.

www.trans-port.com.ua