За 3 года государственный долг увеличился в 4,5 раза. Счетная палата Укарины

2010-11-23 15:35:39

За последние годы динамика роста государственного долга Украины приобрела угрожающие темпы. Менее чем за 3 года государственный долг увеличился в 4,5 раза и почти в 2 раза превысил все доходы бюджета.



В мировом рейтинге стран с наибольшим приростом заимствований Украины заняла 13 место и оказалась на 1 месте среди стран Восточной Европы по объемам финансовой помощи, полученной в период кризиса от МВФ, Всемирного банка, Европейского Союза. Однако Правительство и Минфин продолжают навязывать обществу мнение о незначительном размер государственного долга и его некритический характер для экономики страны.

Проведенный Счетной палатой аудит состояния государственного и гарантированного государством долга за 2009 г. и анализ тенденций в 2010 г. показал, что долговая политика Правительства в прошлом году была направлена на временное решение вопросов финансирования социально-экономических проблем за счет наращивания государственных долговых обязательств. При этом темпы их роста были неадекватными развития экономики, что создало угрозу национальной экономической безопасности.

Как следствие, в 2009 г. Правительство и Минфин не только не обеспечили содержание государственного долга в объемах, не выше уровня 2008 г., как это было определено Бюджетной декларацией на 2009 г., но и на 34 млрд. гривен превысили его предельный размер, установленный законом о госбюджете на 2009 год.

Объем государственного и гарантированного государством долга за 2009 г. увеличился на 128,5 млрд. грн. (68 проц) и составил 317,9 млрд. гривен.

Пиковые нагрузки долговых выплат на государственный бюджет начались с 2009 г. и достигли 40 млрд. гривен. На следующие 2010-2013 годы среднегодовые долговые платежи прогнозируются на уровне более 50 млрд. гривен.

Главная причина стремительного наращивания прошлогодних государственных долговых обязательств – рекордные за все годы независимости Украины объемы государственных заимствований. Их осуществлено на сумму 121 млрд. грн, что на 31 млрд. грн. превысило показатель, утвержденный законом о госбюджете.

Долговые операции в 2009, как и в предыдущие годы, осуществлялись в условиях неполной и несистематизированной нормативно-правовой базы и отсутствия внутреннего контроля. Так, разработка базового законопроекта о государственном долге по инициативе Минфина и согласия Правительства была необоснованно прекращена. Стратегия управления государственным долгом на среднесрочную перспективу все еще находится в стадии подготовки, а законопроект о порядке погашения просроченной задолженности субъектами хозяйствования по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, разработка которого продолжалась более 3 лет, в Верховной Раде до сих пор не рассмотрен.

По выводам аудиторов, Правительство и Минфин не обеспечили достижения основной цели проведенных в 2009 г. заимствований, эффективность и результативность использования внутренних и внешних заимствований оказались низкими. Эффективность сотрудничества Украины с Международным банком реконструкции и развития в 2009 г. не улучшилась, ни один из проектов, средства на финансирование которых заимствованы государством, не реализуется в установленные сроки, выборка средств существенно отстает от запланированной.

По программе поддержки экономической и финансовой политики (стенд-бай) Украина получила от МВФ почти 10,6 млрд. долл. США, однако 65 проц. обязательств в рамках этой программы не использовано. Сама программа не завершена и досрочно аннулирована, стабилизации экономики не достигнута, а наоборот, имеем рекордное в мире падение ВВП на 15 процентов.

По целевому назначению 60 проц. привлеченных под государственные гарантии кредитных ресурсов в 2009 г. направлялись только на решение проблем с реструктуризацией ранее накопленных долгов, а не на реализацию инвестиционных проектов. Вследствие отсутствия со стороны Минфина контроля за целевым использованием указанных средств долги субъектов хозяйствования переводятся на государственный бюджет. Так, покрытие из госбюджета гарантированных обязательств субъектов хозяйствования, которые оказались бессильны их погасить, превысило в прошлом году запланированные на эти цели расходы в 10 раз.

Внутренние государственные заимствования через облигации внутреннего государственного займа осуществлялись преимущественно с привлечением Нацбанка (НБУ приобрел 70 проц. Всего годового выпуска), что свидетельствует о эмиссионный характер финансирования проблем госбюджета. К тому же привлечение в госбюджет средств через ОВГЗ под чрезвычайно высокие проценты (до 30 проц.) Существенно увеличило долговую нагрузку на бюджеты будущих лет.

Коллегия Счетной палаты отметила, что, несмотря на принятие новым правительством в 2010 г. ряда решений о развитии и совершенствовании нормативно-правового поля регулирования долговых операций, принятия мер по уменьшению стоимости заимствований, практика стремительного наращивания государственного долга путем проведения масштабных заимствований из всех возможных источников , а соответственно, и увеличение объемов расходов на его обслуживание и погашение продолжается и в 2010 году. Объем государственного долга за 9 месяцев уже вырос более чем на 86 млрд. грн. (Или на 27 проц.), А общий объем долговых платежей запланированы в сумме 59 млрд. грн.

Председатель Счетной палаты В.К. Симоненко подытожил рассмотрение вопроса: "Мы имеем дело уже не просто с государственным долгом, а с системными нарушениями по всей экономической дистанции. Долговая опасность для украинской экономики – это путь в никуда … Ситуация требует неотложных системных мероприятий по проведению эффективной долговой политики".

Пресс-служба Счетной палаты