В советские времена акватория Каспия была поделена между двумя государствами – СССР и Ираном. После распада Союза территориальные права на Каспий предъявили новые прибрежные государства – Азербайджан, Казахстан, Туркмения, которые, не являясь участниками прежних международных договоров, решили, что могут выстраивать свою политику с чистого листа. Тем более, что начавшаяся разработка каспийских месторождений углеводородных ресурсов сформировала у этих стран позицию, в основе которой лежал секторальный раздел Каспия.
До сих пор граница между Ираном и государствами СНГ на Каспии проходит по советской "прямой линии" раздела, южнее которой Тегерану отходит менее одной десятой акватории. Иран не согласен с такой поставкой вопроса, настаивает на разделе Каспия на равные доли – каждому из прикаспийских государств отойдёт по 20 процентов. Но это предложение не находит понимания у других участников.
Россия для вывода переговорного процесса из тупика заключила в июле 1998 года соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря. Затем в январе 2001 года подобное соглашение было подписано между Россией и Азербайджаном, а в ноябре того же года – между Казахстаном и Азербайджаном. И, наконец, в мае 2003 года между Россией, Азербайджаном и Казахстаном было заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.
Впервые за стол переговоров президенты всех пяти прибрежных стран сели в апреле 2002 года, собравшись на первый саммит в Ашхабаде. Они смогли договориться только о проведении аналогичных саммитов ежегодно. Правда, в следующий раз лидеры каспийской пятёрки собрались только через пять лет в Тегеране. По итогам этой встречи они приняли декларацию, где пообещали как можно скорее заключить конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. И только на третьем саммите в Баку президентам в вопросах статуса крупнейшего водоёма удалось о чём-то договориться. "Сегодня мы близки к решению ключевого вопроса – о ширине и о режиме национального морского пояса, – сказал президент Дмитрий Медведев. – Мы можем договориться и способны двигаться быстрее".
Президенты поручили рабочим группам за три месяца подготовить предложения по делимитации границ, согласовать ширину национальной зоны исходя из 24-25 миль, а также ввести мораторий на пять лет на вылов осетровых в Каспийском море, чтобы в следующем году на саммите в России подписать соглашение на этот счёт.
Третий саммит глав прикаспийских государств показал единое стремление всех участников: полностью решить вопрос, связанный с правовым статусом Каспийского моря уже в будущем году в Москве. "Приглашаю всех в Россию, чтобы поставить точку в очень важном деле", – сказал Медведев.
Однако эксперты высказывают сомнения, что в будущем году лидерам прикаспийских стран удастся подписать конвен-
цию по определению статуса Каспия. "Начинать надо с экономики. Пока не будет ясного экономического результата, политического решения вопроса статуса Каспия не будет", – сказал "Эхо" замдиректора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Константин Сыроежкин. По его мнению, накопилось слишком много проблем, и по многим из них нет решения. "Вначале стоит выработать консолидированную позицию между постсовесткими странами, а затем выйти с предложениями на Иран", – считает Сыроежкин.
Москва в решении проблемы статуса Каспия руководствуется вопросами безопасности, настаивая на закреплении в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря положения о недопустимости появления в регионе третьих стран. В контексте продолжающегося обсуждения сценариев возможного расширения НАТО за счёт ряда стран постсоветского пространства и устремлений США к расширению своего присутствия данный подход не лишён основания. Выступая на саммите в Баку, президент России недвусмысленно дал понять, что, если страны региона в какой-то момент ослабят взаимодействие, нет сомнений, что каспийскими вопросами захотят заниматься другие государства, которые никакого отношения к Каспию не имеют, но которым "интересно здесь появиться для решения собственных экономических, а то и политических задач".
"Для России определение международно-правового статуса Каспийского моря при участии всех стран региона представляет интерес с точки зрения энергетической безопасности. Особенно в контексте обсуждения Казахстаном, Азербайджаном и Туркменией различных проектов создания транскаспийских трубопроводов", – заявил в интервью "Эхо" руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем Сергей Жильцов.
Президент Медведев предложил прикаспийским странам подумать о дополнительных обязательствах в сфере сохранения Каспия. Он подчеркнул необходимость соблюдения баланса между действительностью по нефтедобыче и газодобыче, с одной стороны, и природо-охранными мерами – с другой стороны. По его мнению, достижение этого баланса является одной из ключевых задач, в том числе и в таком чувствительном вопросе, как прокладка магистральных транскаспийских трубопроводов. Вряд ли у кого возникли сомнения в том, что за этими словами российского президента кроется прямой намёк на "Набукко", насчёт которого у ряда других прикаспийских стран есть свои соображения. Впрочем, как и по многим другим вопросам каспийской повестки, ответы на которые мало кто ожидал получить в Баку.
В рамках урегулирования правового статуса Каспия азербайджано-туркменские территориальные противоречия долгое время были одним из серьёзных препятствий в переговорном процессе. Ашхабад обижен на Баку из-за того, что в середине 90-х годов прошлого века Азербайджан в одностороннем порядке, без оглядки на соседей, начал разработки нефтяных месторождений. Часть из этих месторождений Туркмения считает своими и претендует на их собственность. Речь идёт о месторождениях Осман, Омар, Сердар – Азери, Чираг, Кяпаз – соответственно в азербайджанской топонимике.
После прихода к власти новый президент Гурбангулы Бердымухамедов пригрозил Баку разбирательством в международном суде в Гааге. Однако, как считают эксперты, перспективы судебного разбирательства туманны и призрачны. "Предполагать, что Азербайджан отступит от своих прав на блок месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ), также не приходится. АЧГ давно находится в разработке международным консорциумом, включающим в себя ведущие страны. Для Баку это означает полное и безоговорочное мировое признание своих прав на эту часть шельфа. Оспаривание их в международном суде не имеет никакой перспективы", – сказал в беседе с корреспондентом "Эхо" генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев. По его мнению, делиться прибылью от торговли нефтью не входит в планы Азербайджана. Эксперт не исключает, что Баку может пойти лишь на отказ от притязаний на месторождение Кяпаз, в туркменской топонимике Сердар. Азербайджан не прочь уступить в этом вопросе, поскольку ранее и так отказался от попыток соперничать с Туркменией из-за этого нефтяного поля. Азербайджанским нефтяникам и без этого хватает точек приложения своих усилий по разработке новых перспективных площадей.
Россия и Казахстан могут предложить свою помощь в диалоге Баку и Ашхабада, считает Михеев. В частности, у Астаны есть личные интересы поскорее договориться с Ашхабадом, поскольку обе страны также пока не определили границы на Каспии. Соглашение с Туркменией полностью решит каспийский вопрос для Казахстана, причём также комфортно, как и для России. "Казахстан предлагает применить аналогичный подход для раздела месторождений нефти и газа, который стал формулой в отношениях с Россией. В спорных случаях, когда углеводородное поле находится на границе секторов, стороны разрабатывают его совместно", – пояснил эксперт.
Судя по последним заявлениям туркменского лидера, договариваться непросто придётся. Туркмения заинтересована в решении данного спора. Более того, выступает против придания каким-либо нерешённым вопросам по Каспию политической окраски. "Разграничение дна и недр Каспийского моря – это юридическая проблема, которая должна решаться мирными, дипломатическими и правовыми средствами и методами", – сказал президент Гурбангулы Бердымухамедов. Не исключено, что в 2011 году страны сумеют договориться. Для этого есть убедительные экономические предпосылки.
"Для Туркмении, особенно в условиях сокращения поставок газа в Россию и соответственно падения доходов, сложилась не самая лучшая ситуация. Это обстоятельство подталкивает Ашхабад к изменению прежней жёсткой позиции. Сыграло свою роль и активное посредничество Евросоюза и США, для которых реализация желательных для них проектов – "Набукко" и Транскаспийского газопровода – упиралась в противоречия между Азербайджаном и Туркменией", – отметил в интервью "Эхо" аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Тем более что Ашхабад заявил о готовности поставлять в Европу до 40 миллиардов кубов газа в год. Для этих целей он самостоятельно начал строительство газопровода "Восток-Запад" который соединит месторождения в Довлетабаде и Южном Йолотане с побережьем Каспия. Далее газ может поставляться либо в прикаспийский трубопровод, либо транскаспийский, который станет началом проекта "Набукко".
"Туркменистан твёрдо убеждён в том, что прокладка подводного трубопровода на Каспии может осуществляться с согласия только тех сторон, через участки дна которых будет построен такой трубопровод. Естественно, что при этом будут соблюдаться самые высокие международные экологические стандарты и нормы", – отметил президент, по всей видимости, намекая на то, что труба пройдёт лишь по азербайджанскому сектору Каспия.
Но тут уже выступает против Иран. Как заявил еженедельнику заместитель главы миссии Исламской Республики Иран в России Ходжаи Мохаммад Хасан, "Иран будет блокировать строительство любых трубопроводов по дну Каспия". Тегеран акцентирует внимание на вопросах экологии, отмечая, что данная проблема выходит в Каспийском регионе на первое место. Иранская позиция по Каспию в большей степени имеет геополитическое звучание, нежели определяется экономическими факторами. Основные месторождения нефти и газа Ирана сосредоточены и добываются в южных и западных районах страны. Иранцы не разрабатывают каспийский шельф и до сих пор активно отказывались от предложений соседей начать разведывательные работы на море. Повлиять на позицию Ирана может лишь сложившаяся вокруг этой страны международная обстановка. Поэтому Тегеран потихоньку будет пересматривать свои нормы в определении статуса Каспия.
Если даже теоретически допустить, что позиция Ирана возобладает, то получается что Россия, Казахстан и Азербайджан должны будут денонсировать ранее подписанные соглашения, что на практике может привести к довольно тяжёлым последствиям. Поэтому есть основания продолжать диалог с тем, чтобы будущий объемлющий договор по статусу Каспия не приводил бы к возникновению новых противоречий, а служил бы устранению уже существующих.
Каспийский регион давно уже рассматривается как один из перспективных центров экономического роста на планете. Наличие в его пределах огромных запасов углеводородного сырья, интерес к ним со стороны ведущих экономик планеты гарантирует стабильный интерес к региону на протяжении многих десятилетий. Неслучайно несколько лет назад Россия выступила с инициативой создания полноценной Организации каспийского экономического сотрудничества. Несмотря на очевидные преимущества в создании этой организации не всегда перспективы её создания оцениваются однозначно. Этому мешают не только противоречия самих прикаспийских государств, но и влияние извне. Каспий, являющийся крупным геополитическим узлом, вызывает оживлённый интерес европейских стран, Турции и США. Есть мнения, что внедрение в регион этих крупнейших игроков будет препятствовать распределению ресурсов и разделу Каспийского моря.
"Искусственно препятствовать проникновению внешних игроков на каспийский рынок и в каспийский регион малопродуктивно и абсолютно бесперспективно, – считает Велизаде. – BP, Shevron, Conoco, Total и другие транснациональные компании давно уже обосновались на нашем рынке, и, похоже, надолго. Не секрет, что за ними стоят правительства западных стран, с которыми у многих прикаспийских стран налажен неплохой диалог. Сегодня нашей задачей является не ограничить, а оптимизировать присутствие внешних, в том числе и политических игроков, в нашем регионе. Сделать так, чтобы их присутствие не становилось тормозом для развития нашего собственного сотрудничества во всех сферах и направлениях".
Добиться подписания конвенции можно. Эксперты считают, что для этого необходимо изменить формат переговоров: с нынешнего 3+1+1 (Россия, Казахстан, Азербайджан плюс Туркмения плюс Иран) на 4+1 (постсоветские страны плюс Иран). "Постсоветской четвёрке необходимо выработать консолидированную позицию и выйти с ней на переговоры с Ираном", – сказал казахстанский аналитик Константин Сыроежкин. Он напомнил, что этот формат уже был опробован на встрече президентов четырёх стран в Актау в 2009 году. Но тогда Иран выступил с резким заявлением, пригрозив бойкотировать все предложения по статусу Каспия. Тем не менее попытка может повториться в Астане. Главы четвёрки могут встретиться в рамках саммита ОБСЕ, в котором в этом году председательствует Казахстан, 1-2 декабря.
До сих пор граница между Ираном и государствами СНГ на Каспии проходит по советской "прямой линии" раздела, южнее которой Тегерану отходит менее одной десятой акватории. Иран не согласен с такой поставкой вопроса, настаивает на разделе Каспия на равные доли – каждому из прикаспийских государств отойдёт по 20 процентов. Но это предложение не находит понимания у других участников.
Россия для вывода переговорного процесса из тупика заключила в июле 1998 года соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря. Затем в январе 2001 года подобное соглашение было подписано между Россией и Азербайджаном, а в ноябре того же года – между Казахстаном и Азербайджаном. И, наконец, в мае 2003 года между Россией, Азербайджаном и Казахстаном было заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.
Впервые за стол переговоров президенты всех пяти прибрежных стран сели в апреле 2002 года, собравшись на первый саммит в Ашхабаде. Они смогли договориться только о проведении аналогичных саммитов ежегодно. Правда, в следующий раз лидеры каспийской пятёрки собрались только через пять лет в Тегеране. По итогам этой встречи они приняли декларацию, где пообещали как можно скорее заключить конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. И только на третьем саммите в Баку президентам в вопросах статуса крупнейшего водоёма удалось о чём-то договориться. "Сегодня мы близки к решению ключевого вопроса – о ширине и о режиме национального морского пояса, – сказал президент Дмитрий Медведев. – Мы можем договориться и способны двигаться быстрее".
Президенты поручили рабочим группам за три месяца подготовить предложения по делимитации границ, согласовать ширину национальной зоны исходя из 24-25 миль, а также ввести мораторий на пять лет на вылов осетровых в Каспийском море, чтобы в следующем году на саммите в России подписать соглашение на этот счёт.
Третий саммит глав прикаспийских государств показал единое стремление всех участников: полностью решить вопрос, связанный с правовым статусом Каспийского моря уже в будущем году в Москве. "Приглашаю всех в Россию, чтобы поставить точку в очень важном деле", – сказал Медведев.
Однако эксперты высказывают сомнения, что в будущем году лидерам прикаспийских стран удастся подписать конвен-
цию по определению статуса Каспия. "Начинать надо с экономики. Пока не будет ясного экономического результата, политического решения вопроса статуса Каспия не будет", – сказал "Эхо" замдиректора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Константин Сыроежкин. По его мнению, накопилось слишком много проблем, и по многим из них нет решения. "Вначале стоит выработать консолидированную позицию между постсовесткими странами, а затем выйти с предложениями на Иран", – считает Сыроежкин.
Москва в решении проблемы статуса Каспия руководствуется вопросами безопасности, настаивая на закреплении в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря положения о недопустимости появления в регионе третьих стран. В контексте продолжающегося обсуждения сценариев возможного расширения НАТО за счёт ряда стран постсоветского пространства и устремлений США к расширению своего присутствия данный подход не лишён основания. Выступая на саммите в Баку, президент России недвусмысленно дал понять, что, если страны региона в какой-то момент ослабят взаимодействие, нет сомнений, что каспийскими вопросами захотят заниматься другие государства, которые никакого отношения к Каспию не имеют, но которым "интересно здесь появиться для решения собственных экономических, а то и политических задач".
"Для России определение международно-правового статуса Каспийского моря при участии всех стран региона представляет интерес с точки зрения энергетической безопасности. Особенно в контексте обсуждения Казахстаном, Азербайджаном и Туркменией различных проектов создания транскаспийских трубопроводов", – заявил в интервью "Эхо" руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем Сергей Жильцов.
Президент Медведев предложил прикаспийским странам подумать о дополнительных обязательствах в сфере сохранения Каспия. Он подчеркнул необходимость соблюдения баланса между действительностью по нефтедобыче и газодобыче, с одной стороны, и природо-охранными мерами – с другой стороны. По его мнению, достижение этого баланса является одной из ключевых задач, в том числе и в таком чувствительном вопросе, как прокладка магистральных транскаспийских трубопроводов. Вряд ли у кого возникли сомнения в том, что за этими словами российского президента кроется прямой намёк на "Набукко", насчёт которого у ряда других прикаспийских стран есть свои соображения. Впрочем, как и по многим другим вопросам каспийской повестки, ответы на которые мало кто ожидал получить в Баку.
В рамках урегулирования правового статуса Каспия азербайджано-туркменские территориальные противоречия долгое время были одним из серьёзных препятствий в переговорном процессе. Ашхабад обижен на Баку из-за того, что в середине 90-х годов прошлого века Азербайджан в одностороннем порядке, без оглядки на соседей, начал разработки нефтяных месторождений. Часть из этих месторождений Туркмения считает своими и претендует на их собственность. Речь идёт о месторождениях Осман, Омар, Сердар – Азери, Чираг, Кяпаз – соответственно в азербайджанской топонимике.
После прихода к власти новый президент Гурбангулы Бердымухамедов пригрозил Баку разбирательством в международном суде в Гааге. Однако, как считают эксперты, перспективы судебного разбирательства туманны и призрачны. "Предполагать, что Азербайджан отступит от своих прав на блок месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ), также не приходится. АЧГ давно находится в разработке международным консорциумом, включающим в себя ведущие страны. Для Баку это означает полное и безоговорочное мировое признание своих прав на эту часть шельфа. Оспаривание их в международном суде не имеет никакой перспективы", – сказал в беседе с корреспондентом "Эхо" генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев. По его мнению, делиться прибылью от торговли нефтью не входит в планы Азербайджана. Эксперт не исключает, что Баку может пойти лишь на отказ от притязаний на месторождение Кяпаз, в туркменской топонимике Сердар. Азербайджан не прочь уступить в этом вопросе, поскольку ранее и так отказался от попыток соперничать с Туркменией из-за этого нефтяного поля. Азербайджанским нефтяникам и без этого хватает точек приложения своих усилий по разработке новых перспективных площадей.
Россия и Казахстан могут предложить свою помощь в диалоге Баку и Ашхабада, считает Михеев. В частности, у Астаны есть личные интересы поскорее договориться с Ашхабадом, поскольку обе страны также пока не определили границы на Каспии. Соглашение с Туркменией полностью решит каспийский вопрос для Казахстана, причём также комфортно, как и для России. "Казахстан предлагает применить аналогичный подход для раздела месторождений нефти и газа, который стал формулой в отношениях с Россией. В спорных случаях, когда углеводородное поле находится на границе секторов, стороны разрабатывают его совместно", – пояснил эксперт.
Судя по последним заявлениям туркменского лидера, договариваться непросто придётся. Туркмения заинтересована в решении данного спора. Более того, выступает против придания каким-либо нерешённым вопросам по Каспию политической окраски. "Разграничение дна и недр Каспийского моря – это юридическая проблема, которая должна решаться мирными, дипломатическими и правовыми средствами и методами", – сказал президент Гурбангулы Бердымухамедов. Не исключено, что в 2011 году страны сумеют договориться. Для этого есть убедительные экономические предпосылки.
"Для Туркмении, особенно в условиях сокращения поставок газа в Россию и соответственно падения доходов, сложилась не самая лучшая ситуация. Это обстоятельство подталкивает Ашхабад к изменению прежней жёсткой позиции. Сыграло свою роль и активное посредничество Евросоюза и США, для которых реализация желательных для них проектов – "Набукко" и Транскаспийского газопровода – упиралась в противоречия между Азербайджаном и Туркменией", – отметил в интервью "Эхо" аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Тем более что Ашхабад заявил о готовности поставлять в Европу до 40 миллиардов кубов газа в год. Для этих целей он самостоятельно начал строительство газопровода "Восток-Запад" который соединит месторождения в Довлетабаде и Южном Йолотане с побережьем Каспия. Далее газ может поставляться либо в прикаспийский трубопровод, либо транскаспийский, который станет началом проекта "Набукко".
"Туркменистан твёрдо убеждён в том, что прокладка подводного трубопровода на Каспии может осуществляться с согласия только тех сторон, через участки дна которых будет построен такой трубопровод. Естественно, что при этом будут соблюдаться самые высокие международные экологические стандарты и нормы", – отметил президент, по всей видимости, намекая на то, что труба пройдёт лишь по азербайджанскому сектору Каспия.
Но тут уже выступает против Иран. Как заявил еженедельнику заместитель главы миссии Исламской Республики Иран в России Ходжаи Мохаммад Хасан, "Иран будет блокировать строительство любых трубопроводов по дну Каспия". Тегеран акцентирует внимание на вопросах экологии, отмечая, что данная проблема выходит в Каспийском регионе на первое место. Иранская позиция по Каспию в большей степени имеет геополитическое звучание, нежели определяется экономическими факторами. Основные месторождения нефти и газа Ирана сосредоточены и добываются в южных и западных районах страны. Иранцы не разрабатывают каспийский шельф и до сих пор активно отказывались от предложений соседей начать разведывательные работы на море. Повлиять на позицию Ирана может лишь сложившаяся вокруг этой страны международная обстановка. Поэтому Тегеран потихоньку будет пересматривать свои нормы в определении статуса Каспия.
Если даже теоретически допустить, что позиция Ирана возобладает, то получается что Россия, Казахстан и Азербайджан должны будут денонсировать ранее подписанные соглашения, что на практике может привести к довольно тяжёлым последствиям. Поэтому есть основания продолжать диалог с тем, чтобы будущий объемлющий договор по статусу Каспия не приводил бы к возникновению новых противоречий, а служил бы устранению уже существующих.
Каспийский регион давно уже рассматривается как один из перспективных центров экономического роста на планете. Наличие в его пределах огромных запасов углеводородного сырья, интерес к ним со стороны ведущих экономик планеты гарантирует стабильный интерес к региону на протяжении многих десятилетий. Неслучайно несколько лет назад Россия выступила с инициативой создания полноценной Организации каспийского экономического сотрудничества. Несмотря на очевидные преимущества в создании этой организации не всегда перспективы её создания оцениваются однозначно. Этому мешают не только противоречия самих прикаспийских государств, но и влияние извне. Каспий, являющийся крупным геополитическим узлом, вызывает оживлённый интерес европейских стран, Турции и США. Есть мнения, что внедрение в регион этих крупнейших игроков будет препятствовать распределению ресурсов и разделу Каспийского моря.
"Искусственно препятствовать проникновению внешних игроков на каспийский рынок и в каспийский регион малопродуктивно и абсолютно бесперспективно, – считает Велизаде. – BP, Shevron, Conoco, Total и другие транснациональные компании давно уже обосновались на нашем рынке, и, похоже, надолго. Не секрет, что за ними стоят правительства западных стран, с которыми у многих прикаспийских стран налажен неплохой диалог. Сегодня нашей задачей является не ограничить, а оптимизировать присутствие внешних, в том числе и политических игроков, в нашем регионе. Сделать так, чтобы их присутствие не становилось тормозом для развития нашего собственного сотрудничества во всех сферах и направлениях".
Добиться подписания конвенции можно. Эксперты считают, что для этого необходимо изменить формат переговоров: с нынешнего 3+1+1 (Россия, Казахстан, Азербайджан плюс Туркмения плюс Иран) на 4+1 (постсоветские страны плюс Иран). "Постсоветской четвёрке необходимо выработать консолидированную позицию и выйти с ней на переговоры с Ираном", – сказал казахстанский аналитик Константин Сыроежкин. Он напомнил, что этот формат уже был опробован на встрече президентов четырёх стран в Актау в 2009 году. Но тогда Иран выступил с резким заявлением, пригрозив бойкотировать все предложения по статусу Каспия. Тем не менее попытка может повториться в Астане. Главы четвёрки могут встретиться в рамках саммита ОБСЕ, в котором в этом году председательствует Казахстан, 1-2 декабря.
Третий саммит глав прикаспийский государств, состоявшийся в Баку, не принёс долгожданного результата: торжественного подписания основного документа – Конвенции по статусу Каспия – не произошло. Тем не менее президенты Дмитрий Медведев, Ильхам Алиев, Нурсултан Назарбаев, Гурбангулы Бердымухамедов и Махмуд Ахмадинежад сообщили, что их позиции близки, как никогда, а сам саммит завершился “неожиданным прорывом”. Итогом третьего саммита стала подписанное соглашение по проблемам общекаспийской безопасности. Лидеры прикаспийских государств собрались в Баку, чтобы определить наконец политико-правовой статус Каспийского моря и обсудить проблемы региональной безопасности.
В советские времена акватория Каспия была поделена между двумя государствами – СССР и Ираном. После распада Союза территориальные права на Каспий предъявили новые прибрежные государства – Азербайджан, Казахстан, Туркмения, которые, не являясь участниками прежних международных договоров, решили, что могут выстраивать свою политику с чистого листа. Тем более, что начавшаяся разработка каспийских месторождений углеводородных ресурсов сформировала у этих стран позицию, в основе которой лежал секторальный раздел Каспия.
До сих пор граница между Ираном и государствами СНГ на Каспии проходит по советской "прямой линии" раздела, южнее которой Тегерану отходит менее одной десятой акватории. Иран не согласен с такой поставкой вопроса, настаивает на разделе Каспия на равные доли – каждому из прикаспийских государств отойдёт по 20 процентов. Но это предложение не находит понимания у других участников.
Россия для вывода переговорного процесса из тупика заключила в июле 1998 года соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря. Затем в январе 2001 года подобное соглашение было подписано между Россией и Азербайджаном, а в ноябре того же года – между Казахстаном и Азербайджаном. И, наконец, в мае 2003 года между Россией, Азербайджаном и Казахстаном было заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.
Впервые за стол переговоров президенты всех пяти прибрежных стран сели в апреле 2002 года, собравшись на первый саммит в Ашхабаде. Они смогли договориться только о проведении аналогичных саммитов ежегодно. Правда, в следующий раз лидеры каспийской пятёрки собрались только через пять лет в Тегеране. По итогам этой встречи они приняли декларацию, где пообещали как можно скорее заключить конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. И только на третьем саммите в Баку президентам в вопросах статуса крупнейшего водоёма удалось о чём-то договориться. "Сегодня мы близки к решению ключевого вопроса – о ширине и о режиме национального морского пояса, – сказал президент Дмитрий Медведев. – Мы можем договориться и способны двигаться быстрее".
Президенты поручили рабочим группам за три месяца подготовить предложения по делимитации границ, согласовать ширину национальной зоны исходя из 24-25 миль, а также ввести мораторий на пять лет на вылов осетровых в Каспийском море, чтобы в следующем году на саммите в России подписать соглашение на этот счёт.
Третий саммит глав прикаспийских государств показал единое стремление всех участников: полностью решить вопрос, связанный с правовым статусом Каспийского моря уже в будущем году в Москве. "Приглашаю всех в Россию, чтобы поставить точку в очень важном деле", – сказал Медведев.
Однако эксперты высказывают сомнения, что в будущем году лидерам прикаспийских стран удастся подписать конвен-
цию по определению статуса Каспия. "Начинать надо с экономики. Пока не будет ясного экономического результата, политического решения вопроса статуса Каспия не будет", – сказал "Эхо" замдиректора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Константин Сыроежкин. По его мнению, накопилось слишком много проблем, и по многим из них нет решения. "Вначале стоит выработать консолидированную позицию между постсовесткими странами, а затем выйти с предложениями на Иран", – считает Сыроежкин.
Москва в решении проблемы статуса Каспия руководствуется вопросами безопасности, настаивая на закреплении в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря положения о недопустимости появления в регионе третьих стран. В контексте продолжающегося обсуждения сценариев возможного расширения НАТО за счёт ряда стран постсоветского пространства и устремлений США к расширению своего присутствия данный подход не лишён основания. Выступая на саммите в Баку, президент России недвусмысленно дал понять, что, если страны региона в какой-то момент ослабят взаимодействие, нет сомнений, что каспийскими вопросами захотят заниматься другие государства, которые никакого отношения к Каспию не имеют, но которым "интересно здесь появиться для решения собственных экономических, а то и политических задач".
"Для России определение международно-правового статуса Каспийского моря при участии всех стран региона представляет интерес с точки зрения энергетической безопасности. Особенно в контексте обсуждения Казахстаном, Азербайджаном и Туркменией различных проектов создания транскаспийских трубопроводов", – заявил в интервью "Эхо" руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем Сергей Жильцов.
Президент Медведев предложил прикаспийским странам подумать о дополнительных обязательствах в сфере сохранения Каспия. Он подчеркнул необходимость соблюдения баланса между действительностью по нефтедобыче и газодобыче, с одной стороны, и природо-охранными мерами – с другой стороны. По его мнению, достижение этого баланса является одной из ключевых задач, в том числе и в таком чувствительном вопросе, как прокладка магистральных транскаспийских трубопроводов. Вряд ли у кого возникли сомнения в том, что за этими словами российского президента кроется прямой намёк на "Набукко", насчёт которого у ряда других прикаспийских стран есть свои соображения. Впрочем, как и по многим другим вопросам каспийской повестки, ответы на которые мало кто ожидал получить в Баку.
В рамках урегулирования правового статуса Каспия азербайджано-туркменские территориальные противоречия долгое время были одним из серьёзных препятствий в переговорном процессе. Ашхабад обижен на Баку из-за того, что в середине 90-х годов прошлого века Азербайджан в одностороннем порядке, без оглядки на соседей, начал разработки нефтяных месторождений. Часть из этих месторождений Туркмения считает своими и претендует на их собственность. Речь идёт о месторождениях Осман, Омар, Сердар – Азери, Чираг, Кяпаз – соответственно в азербайджанской топонимике.
После прихода к власти новый президент Гурбангулы Бердымухамедов пригрозил Баку разбирательством в международном суде в Гааге. Однако, как считают эксперты, перспективы судебного разбирательства туманны и призрачны. "Предполагать, что Азербайджан отступит от своих прав на блок месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ), также не приходится. АЧГ давно находится в разработке международным консорциумом, включающим в себя ведущие страны. Для Баку это означает полное и безоговорочное мировое признание своих прав на эту часть шельфа. Оспаривание их в международном суде не имеет никакой перспективы", – сказал в беседе с корреспондентом "Эхо" генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев. По его мнению, делиться прибылью от торговли нефтью не входит в планы Азербайджана. Эксперт не исключает, что Баку может пойти лишь на отказ от притязаний на месторождение Кяпаз, в туркменской топонимике Сердар. Азербайджан не прочь уступить в этом вопросе, поскольку ранее и так отказался от попыток соперничать с Туркменией из-за этого нефтяного поля. Азербайджанским нефтяникам и без этого хватает точек приложения своих усилий по разработке новых перспективных площадей.
Россия и Казахстан могут предложить свою помощь в диалоге Баку и Ашхабада, считает Михеев. В частности, у Астаны есть личные интересы поскорее договориться с Ашхабадом, поскольку обе страны также пока не определили границы на Каспии. Соглашение с Туркменией полностью решит каспийский вопрос для Казахстана, причём также комфортно, как и для России. "Казахстан предлагает применить аналогичный подход для раздела месторождений нефти и газа, который стал формулой в отношениях с Россией. В спорных случаях, когда углеводородное поле находится на границе секторов, стороны разрабатывают его совместно", – пояснил эксперт.
Судя по последним заявлениям туркменского лидера, договариваться непросто придётся. Туркмения заинтересована в решении данного спора. Более того, выступает против придания каким-либо нерешённым вопросам по Каспию политической окраски. "Разграничение дна и недр Каспийского моря – это юридическая проблема, которая должна решаться мирными, дипломатическими и правовыми средствами и методами", – сказал президент Гурбангулы Бердымухамедов. Не исключено, что в 2011 году страны сумеют договориться. Для этого есть убедительные экономические предпосылки.
"Для Туркмении, особенно в условиях сокращения поставок газа в Россию и соответственно падения доходов, сложилась не самая лучшая ситуация. Это обстоятельство подталкивает Ашхабад к изменению прежней жёсткой позиции. Сыграло свою роль и активное посредничество Евросоюза и США, для которых реализация желательных для них проектов – "Набукко" и Транскаспийского газопровода – упиралась в противоречия между Азербайджаном и Туркменией", – отметил в интервью "Эхо" аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Тем более что Ашхабад заявил о готовности поставлять в Европу до 40 миллиардов кубов газа в год. Для этих целей он самостоятельно начал строительство газопровода "Восток-Запад" который соединит месторождения в Довлетабаде и Южном Йолотане с побережьем Каспия. Далее газ может поставляться либо в прикаспийский трубопровод, либо транскаспийский, который станет началом проекта "Набукко".
"Туркменистан твёрдо убеждён в том, что прокладка подводного трубопровода на Каспии может осуществляться с согласия только тех сторон, через участки дна которых будет построен такой трубопровод. Естественно, что при этом будут соблюдаться самые высокие международные экологические стандарты и нормы", – отметил президент, по всей видимости, намекая на то, что труба пройдёт лишь по азербайджанскому сектору Каспия.
Но тут уже выступает против Иран. Как заявил еженедельнику заместитель главы миссии Исламской Республики Иран в России Ходжаи Мохаммад Хасан, "Иран будет блокировать строительство любых трубопроводов по дну Каспия". Тегеран акцентирует внимание на вопросах экологии, отмечая, что данная проблема выходит в Каспийском регионе на первое место. Иранская позиция по Каспию в большей степени имеет геополитическое звучание, нежели определяется экономическими факторами. Основные месторождения нефти и газа Ирана сосредоточены и добываются в южных и западных районах страны. Иранцы не разрабатывают каспийский шельф и до сих пор активно отказывались от предложений соседей начать разведывательные работы на море. Повлиять на позицию Ирана может лишь сложившаяся вокруг этой страны международная обстановка. Поэтому Тегеран потихоньку будет пересматривать свои нормы в определении статуса Каспия.
Если даже теоретически допустить, что позиция Ирана возобладает, то получается что Россия, Казахстан и Азербайджан должны будут денонсировать ранее подписанные соглашения, что на практике может привести к довольно тяжёлым последствиям. Поэтому есть основания продолжать диалог с тем, чтобы будущий объемлющий договор по статусу Каспия не приводил бы к возникновению новых противоречий, а служил бы устранению уже существующих.
Каспийский регион давно уже рассматривается как один из перспективных центров экономического роста на планете. Наличие в его пределах огромных запасов углеводородного сырья, интерес к ним со стороны ведущих экономик планеты гарантирует стабильный интерес к региону на протяжении многих десятилетий. Неслучайно несколько лет назад Россия выступила с инициативой создания полноценной Организации каспийского экономического сотрудничества. Несмотря на очевидные преимущества в создании этой организации не всегда перспективы её создания оцениваются однозначно. Этому мешают не только противоречия самих прикаспийских государств, но и влияние извне. Каспий, являющийся крупным геополитическим узлом, вызывает оживлённый интерес европейских стран, Турции и США. Есть мнения, что внедрение в регион этих крупнейших игроков будет препятствовать распределению ресурсов и разделу Каспийского моря.
"Искусственно препятствовать проникновению внешних игроков на каспийский рынок и в каспийский регион малопродуктивно и абсолютно бесперспективно, – считает Велизаде. – BP, Shevron, Conoco, Total и другие транснациональные компании давно уже обосновались на нашем рынке, и, похоже, надолго. Не секрет, что за ними стоят правительства западных стран, с которыми у многих прикаспийских стран налажен неплохой диалог. Сегодня нашей задачей является не ограничить, а оптимизировать присутствие внешних, в том числе и политических игроков, в нашем регионе. Сделать так, чтобы их присутствие не становилось тормозом для развития нашего собственного сотрудничества во всех сферах и направлениях".
Добиться подписания конвенции можно. Эксперты считают, что для этого необходимо изменить формат переговоров: с нынешнего 3+1+1 (Россия, Казахстан, Азербайджан плюс Туркмения плюс Иран) на 4+1 (постсоветские страны плюс Иран). "Постсоветской четвёрке необходимо выработать консолидированную позицию и выйти с ней на переговоры с Ираном", – сказал казахстанский аналитик Константин Сыроежкин. Он напомнил, что этот формат уже был опробован на встрече президентов четырёх стран в Актау в 2009 году. Но тогда Иран выступил с резким заявлением, пригрозив бойкотировать все предложения по статусу Каспия. Тем не менее попытка может повториться в Астане. Главы четвёрки могут встретиться в рамках саммита ОБСЕ, в котором в этом году председательствует Казахстан, 1-2 декабря.
До сих пор граница между Ираном и государствами СНГ на Каспии проходит по советской "прямой линии" раздела, южнее которой Тегерану отходит менее одной десятой акватории. Иран не согласен с такой поставкой вопроса, настаивает на разделе Каспия на равные доли – каждому из прикаспийских государств отойдёт по 20 процентов. Но это предложение не находит понимания у других участников.
Россия для вывода переговорного процесса из тупика заключила в июле 1998 года соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря. Затем в январе 2001 года подобное соглашение было подписано между Россией и Азербайджаном, а в ноябре того же года – между Казахстаном и Азербайджаном. И, наконец, в мае 2003 года между Россией, Азербайджаном и Казахстаном было заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.
Впервые за стол переговоров президенты всех пяти прибрежных стран сели в апреле 2002 года, собравшись на первый саммит в Ашхабаде. Они смогли договориться только о проведении аналогичных саммитов ежегодно. Правда, в следующий раз лидеры каспийской пятёрки собрались только через пять лет в Тегеране. По итогам этой встречи они приняли декларацию, где пообещали как можно скорее заключить конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. И только на третьем саммите в Баку президентам в вопросах статуса крупнейшего водоёма удалось о чём-то договориться. "Сегодня мы близки к решению ключевого вопроса – о ширине и о режиме национального морского пояса, – сказал президент Дмитрий Медведев. – Мы можем договориться и способны двигаться быстрее".
Президенты поручили рабочим группам за три месяца подготовить предложения по делимитации границ, согласовать ширину национальной зоны исходя из 24-25 миль, а также ввести мораторий на пять лет на вылов осетровых в Каспийском море, чтобы в следующем году на саммите в России подписать соглашение на этот счёт.
Третий саммит глав прикаспийских государств показал единое стремление всех участников: полностью решить вопрос, связанный с правовым статусом Каспийского моря уже в будущем году в Москве. "Приглашаю всех в Россию, чтобы поставить точку в очень важном деле", – сказал Медведев.
Однако эксперты высказывают сомнения, что в будущем году лидерам прикаспийских стран удастся подписать конвен-
цию по определению статуса Каспия. "Начинать надо с экономики. Пока не будет ясного экономического результата, политического решения вопроса статуса Каспия не будет", – сказал "Эхо" замдиректора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Константин Сыроежкин. По его мнению, накопилось слишком много проблем, и по многим из них нет решения. "Вначале стоит выработать консолидированную позицию между постсовесткими странами, а затем выйти с предложениями на Иран", – считает Сыроежкин.
Москва в решении проблемы статуса Каспия руководствуется вопросами безопасности, настаивая на закреплении в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря положения о недопустимости появления в регионе третьих стран. В контексте продолжающегося обсуждения сценариев возможного расширения НАТО за счёт ряда стран постсоветского пространства и устремлений США к расширению своего присутствия данный подход не лишён основания. Выступая на саммите в Баку, президент России недвусмысленно дал понять, что, если страны региона в какой-то момент ослабят взаимодействие, нет сомнений, что каспийскими вопросами захотят заниматься другие государства, которые никакого отношения к Каспию не имеют, но которым "интересно здесь появиться для решения собственных экономических, а то и политических задач".
"Для России определение международно-правового статуса Каспийского моря при участии всех стран региона представляет интерес с точки зрения энергетической безопасности. Особенно в контексте обсуждения Казахстаном, Азербайджаном и Туркменией различных проектов создания транскаспийских трубопроводов", – заявил в интервью "Эхо" руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем Сергей Жильцов.
Президент Медведев предложил прикаспийским странам подумать о дополнительных обязательствах в сфере сохранения Каспия. Он подчеркнул необходимость соблюдения баланса между действительностью по нефтедобыче и газодобыче, с одной стороны, и природо-охранными мерами – с другой стороны. По его мнению, достижение этого баланса является одной из ключевых задач, в том числе и в таком чувствительном вопросе, как прокладка магистральных транскаспийских трубопроводов. Вряд ли у кого возникли сомнения в том, что за этими словами российского президента кроется прямой намёк на "Набукко", насчёт которого у ряда других прикаспийских стран есть свои соображения. Впрочем, как и по многим другим вопросам каспийской повестки, ответы на которые мало кто ожидал получить в Баку.
В рамках урегулирования правового статуса Каспия азербайджано-туркменские территориальные противоречия долгое время были одним из серьёзных препятствий в переговорном процессе. Ашхабад обижен на Баку из-за того, что в середине 90-х годов прошлого века Азербайджан в одностороннем порядке, без оглядки на соседей, начал разработки нефтяных месторождений. Часть из этих месторождений Туркмения считает своими и претендует на их собственность. Речь идёт о месторождениях Осман, Омар, Сердар – Азери, Чираг, Кяпаз – соответственно в азербайджанской топонимике.
После прихода к власти новый президент Гурбангулы Бердымухамедов пригрозил Баку разбирательством в международном суде в Гааге. Однако, как считают эксперты, перспективы судебного разбирательства туманны и призрачны. "Предполагать, что Азербайджан отступит от своих прав на блок месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ), также не приходится. АЧГ давно находится в разработке международным консорциумом, включающим в себя ведущие страны. Для Баку это означает полное и безоговорочное мировое признание своих прав на эту часть шельфа. Оспаривание их в международном суде не имеет никакой перспективы", – сказал в беседе с корреспондентом "Эхо" генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев. По его мнению, делиться прибылью от торговли нефтью не входит в планы Азербайджана. Эксперт не исключает, что Баку может пойти лишь на отказ от притязаний на месторождение Кяпаз, в туркменской топонимике Сердар. Азербайджан не прочь уступить в этом вопросе, поскольку ранее и так отказался от попыток соперничать с Туркменией из-за этого нефтяного поля. Азербайджанским нефтяникам и без этого хватает точек приложения своих усилий по разработке новых перспективных площадей.
Россия и Казахстан могут предложить свою помощь в диалоге Баку и Ашхабада, считает Михеев. В частности, у Астаны есть личные интересы поскорее договориться с Ашхабадом, поскольку обе страны также пока не определили границы на Каспии. Соглашение с Туркменией полностью решит каспийский вопрос для Казахстана, причём также комфортно, как и для России. "Казахстан предлагает применить аналогичный подход для раздела месторождений нефти и газа, который стал формулой в отношениях с Россией. В спорных случаях, когда углеводородное поле находится на границе секторов, стороны разрабатывают его совместно", – пояснил эксперт.
Судя по последним заявлениям туркменского лидера, договариваться непросто придётся. Туркмения заинтересована в решении данного спора. Более того, выступает против придания каким-либо нерешённым вопросам по Каспию политической окраски. "Разграничение дна и недр Каспийского моря – это юридическая проблема, которая должна решаться мирными, дипломатическими и правовыми средствами и методами", – сказал президент Гурбангулы Бердымухамедов. Не исключено, что в 2011 году страны сумеют договориться. Для этого есть убедительные экономические предпосылки.
"Для Туркмении, особенно в условиях сокращения поставок газа в Россию и соответственно падения доходов, сложилась не самая лучшая ситуация. Это обстоятельство подталкивает Ашхабад к изменению прежней жёсткой позиции. Сыграло свою роль и активное посредничество Евросоюза и США, для которых реализация желательных для них проектов – "Набукко" и Транскаспийского газопровода – упиралась в противоречия между Азербайджаном и Туркменией", – отметил в интервью "Эхо" аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Тем более что Ашхабад заявил о готовности поставлять в Европу до 40 миллиардов кубов газа в год. Для этих целей он самостоятельно начал строительство газопровода "Восток-Запад" который соединит месторождения в Довлетабаде и Южном Йолотане с побережьем Каспия. Далее газ может поставляться либо в прикаспийский трубопровод, либо транскаспийский, который станет началом проекта "Набукко".
"Туркменистан твёрдо убеждён в том, что прокладка подводного трубопровода на Каспии может осуществляться с согласия только тех сторон, через участки дна которых будет построен такой трубопровод. Естественно, что при этом будут соблюдаться самые высокие международные экологические стандарты и нормы", – отметил президент, по всей видимости, намекая на то, что труба пройдёт лишь по азербайджанскому сектору Каспия.
Но тут уже выступает против Иран. Как заявил еженедельнику заместитель главы миссии Исламской Республики Иран в России Ходжаи Мохаммад Хасан, "Иран будет блокировать строительство любых трубопроводов по дну Каспия". Тегеран акцентирует внимание на вопросах экологии, отмечая, что данная проблема выходит в Каспийском регионе на первое место. Иранская позиция по Каспию в большей степени имеет геополитическое звучание, нежели определяется экономическими факторами. Основные месторождения нефти и газа Ирана сосредоточены и добываются в южных и западных районах страны. Иранцы не разрабатывают каспийский шельф и до сих пор активно отказывались от предложений соседей начать разведывательные работы на море. Повлиять на позицию Ирана может лишь сложившаяся вокруг этой страны международная обстановка. Поэтому Тегеран потихоньку будет пересматривать свои нормы в определении статуса Каспия.
Если даже теоретически допустить, что позиция Ирана возобладает, то получается что Россия, Казахстан и Азербайджан должны будут денонсировать ранее подписанные соглашения, что на практике может привести к довольно тяжёлым последствиям. Поэтому есть основания продолжать диалог с тем, чтобы будущий объемлющий договор по статусу Каспия не приводил бы к возникновению новых противоречий, а служил бы устранению уже существующих.
Каспийский регион давно уже рассматривается как один из перспективных центров экономического роста на планете. Наличие в его пределах огромных запасов углеводородного сырья, интерес к ним со стороны ведущих экономик планеты гарантирует стабильный интерес к региону на протяжении многих десятилетий. Неслучайно несколько лет назад Россия выступила с инициативой создания полноценной Организации каспийского экономического сотрудничества. Несмотря на очевидные преимущества в создании этой организации не всегда перспективы её создания оцениваются однозначно. Этому мешают не только противоречия самих прикаспийских государств, но и влияние извне. Каспий, являющийся крупным геополитическим узлом, вызывает оживлённый интерес европейских стран, Турции и США. Есть мнения, что внедрение в регион этих крупнейших игроков будет препятствовать распределению ресурсов и разделу Каспийского моря.
"Искусственно препятствовать проникновению внешних игроков на каспийский рынок и в каспийский регион малопродуктивно и абсолютно бесперспективно, – считает Велизаде. – BP, Shevron, Conoco, Total и другие транснациональные компании давно уже обосновались на нашем рынке, и, похоже, надолго. Не секрет, что за ними стоят правительства западных стран, с которыми у многих прикаспийских стран налажен неплохой диалог. Сегодня нашей задачей является не ограничить, а оптимизировать присутствие внешних, в том числе и политических игроков, в нашем регионе. Сделать так, чтобы их присутствие не становилось тормозом для развития нашего собственного сотрудничества во всех сферах и направлениях".
Добиться подписания конвенции можно. Эксперты считают, что для этого необходимо изменить формат переговоров: с нынешнего 3+1+1 (Россия, Казахстан, Азербайджан плюс Туркмения плюс Иран) на 4+1 (постсоветские страны плюс Иран). "Постсоветской четвёрке необходимо выработать консолидированную позицию и выйти с ней на переговоры с Ираном", – сказал казахстанский аналитик Константин Сыроежкин. Он напомнил, что этот формат уже был опробован на встрече президентов четырёх стран в Актау в 2009 году. Но тогда Иран выступил с резким заявлением, пригрозив бойкотировать все предложения по статусу Каспия. Тем не менее попытка может повториться в Астане. Главы четвёрки могут встретиться в рамках саммита ОБСЕ, в котором в этом году председательствует Казахстан, 1-2 декабря.