Севастопольский порт как транспортный узел: проблемы и перспективы

2010-11-18 15:04:23

Тема транспортных узлов актуальна для Севастополя, и в Крыму этот вопрос стоит, пожалуй, более остро, чем в других регионах Украины, считают в Севастопольском порту.



С
одной стороны, Севастополь имеет
уникальные географические и климатические
возможности для портовой деятельности.
У нас единственная бухта в Украине, не
замерзающая зимой, хорошие глубины, что
позволяет принимать крупнотоннажные
суда. Благодаря горному ландшафту, город
закрыт от ветров и штормов, что создает
идеальные условия для стабильных
грузопотоков со стороны моря. К тому
же, мы имеем самое короткое расстояние
до Босфора, и можем составить достойную
конкуренцию другим портам Украины.

Однако
все эти преимущества перечеркиваются
состоянием транспортных систем
Севастополя и Крыма. Если рассматривать
Севастопольский порт как транспортный
узел (имеется в виду не только
Севастопольский морской торговый порт,
но и Морской рыбный порт, СК «Авлита»),
можно условно разделить его на два
направления:

Порт грузовой – с
соответствующими транспортными
развязками.

Порт пассажирский –
опять же с соответствующей
инфраструктурой.

Остановимся на
первом варианте – порт грузовой. Для
развития этой деятельности создание
нормальной транспортной сети уже стало
приоритетной задачей. Здесь есть ряд
«узких» мест, которые сокращают объемы
грузопотоков, проходящих через
Севастополь. Среди них:

– Севастополь
находится на периферии мощных транспортных
коридоров, являясь тупиковой транспортным
пунктом. Таким образом, наша транспортная
система развивается автономно, не завися
от уже налаженных направлений, куда
вкладываются большие инвестиции, и есть
заинтересованность финансовых структур.
Севастополь также расположен далеко
от сырьевых баз (добычи нефти, угля,
зерна). Нашему региону приходится
самостоятельно заниматься поиском
инвесторов, развивая транспортную
сеть;

– присутствие Черноморского
флота не может не отражаться на
деятельности портовых предприятий.
Базирование иностранных военных
существенно лимитирует возможности
региона – и по расширению портовых
территорий, и по созданию развитой
инфраструктуры;

– рекреационный
фактор привлекателен для туристической
отрасли, но становится определенной
трудностью для налаживания стабильных
грузопотоков. Сложно вынести порт за
территорию бухты, а осуществлять
перегрузочные работы во внутренней
акватории весьма проблематично – есть
экологические требования, которые мы
обязаны соблюдать. Кроме того, поток
туристов летом перегружает крымские
трассы, имеющие малую пропускную
способность (и автомобильные, и
железнодорожные;

– горный рельеф
защищает бухту от ветров, но в то же
время создает трудности для расширения
автомобильных трасс. Для нормального
грузопотока необходимо трех-,
четырехполосное движение (в одном
направлении), в Крыму же по большей части
дороги имеют две полосы для обоих
направлений движения.

Если говорить
о транспортном узле для приема пассажиров,
ряд проблем дублируются. Нам сложно
быть полноценным транспортным узлом,
являясь тупиковой станцией. Несколько
снизит напряженность реконструкция
аэропорта Бельбек и получение им статуса
международного. Тогда Севастополь
сможет по праву сможем называться
базовым портом и принимать туристов со
всего мира. Опять же нельзя забывать о
внутригородских трассах, которые в
летний сезон переполнены в несколько
раз, туристическим автобусам сложно
пробраться через постоянные пробки,
которых можно избежать, только расширив
трассы.

Таким образом, Севастополь
как транспортный узел имеет огромные
перспективы, вложения в данном направлении
окупятся в считанные годы – и за счет
притока туристов, и за счет увеличение
грузопотоков. Но своими силами портам
эту проблему не решить. Более того, даже
городской бюджет не справится с такими
глобальными задачами. Для расширения
пропускной способности трасс и
железнодорожных путей Севастополю
необходима государственная поддержка.
Программа развития Бельбека, создание
объездных автомагистралей вокруг
города, как это предусматривает генплан,
строительство еще одной железнодорожной
ветки – все эти задачи осуществимы, но
вопрос упирается в финансирование. Если
правительство выделит средства на
расширение транспортной сети региона,
Севастополь станет одним из самых
экономически рентабельных регионов
Украины.


Материал
подготовлен пресс-службой СМТП, Новый
Севастополь