2010-10-19 08:40:23
Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА ) должен стать консорциумом. С таким заявлением в беседе с “Эхо” выступил председатель Центра экономического и социального развития Вугар Байрамов. По его мнению, рассматривать ТРАСЕКА в качестве коридора не столь целесообразно. “Это является проектом. Для успешной деятельности данного проекта необходимо наличие стран и компаний, которые занимаются развитием проекта”. В частности, как считает В.Байрамов, страны в рамках созданного консорциума должны решать институциональные проблемы.
"Создание консорциума повысит его эффективность. На данный момент ТРАСЕКА не является чьим-либо коридором. Но если будет создан консорциум, то будет конкретная организация, которая будет заниматься развитием коридора", – считает эксперт.
Повышение грузоперевозок по ТРАСЕКА, как отмечает В.Байрамов, связано не только с развитием транспортного коридора. "Помимо этого повысился торговый оборот между странами. В частности, в объеме внешнеторгового оборота стран, осуществляющих грузоперевозки по коридору, был отмечен рост". В целом, по мнению эксперта, целесообразно, если коридор станет экспортным и будет развиваться. "Это приведет к росту доходов стран, которые участвуют в проекте в качестве транзитной страны", – продолжил он.
Главной проблематикой транспортного коридора, как считает В.Байрамов, является низкий уровень ее агитации. "Деятельность в направлении рекламы коридора на международном уровне ведется слабо". Помимо этого, как считает В.Байрамов, следует согласовать институциональные вопросы. "В частности, одной из причин, почему за рубежом не горят желанием использовать коридор, является отсутствие институционального соглашения", – считает эксперт.
Тем временем в Брюсселе продолжаются мероприятия в рамках развития транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия (ТРАСЕКА), наравне с инвестиционным форумом состоялась также заседание межправительственной комиссии. Как заявил на днях вице-премьер Азербайджана Абид Шарифов, за годы функционирования коридора перевозки по нему через Азербайджан увеличились в 8 раз. Проект стал стимулом для развития транспортной инфраструктуры в стране. "В развитие транспортной инфраструктуры Азербайджана за последние пять лет было привлечено 2 млрд. долларов кредитов от различных международных финансовых организаций, а расходы государственного бюджета достигли 5 млрд. долларов. В результате средний ежегодный рост в области грузоперевозок составил 10,8%, а пассажироперевозок – 9%", – заявил А. Шарифов.
Вместе с тем в рамках Государственной программы развития железных дорог на 2010-2014 годы, стоимостью 1,2 млрд. долларов предусматривается реконструкция, модернизация железных дорог, сигнальной системы, закупка нового подвижного состава, телекоммуникационное оснащение железнодорожных линий, систем безопасности и т.д.
Напомним, что коридор ТРАСЕКА является международной программой по развитию транспортного коридора для перевозки грузов по маршруту Европа – Кавказ – Азия. В конечном итоге транспортный коридор ТРАСЕКА должен соединить Западную и Восточную Европу через Кавказ и Каспийское море с Центральной Азией и Китаем. Морской порт Актау является основным звеном в Казахстане и первым звеном по направлению к странам Азии. Основная номенклатура перевозки грузов по коридору ТРАСЕКА: контейнеры, товары широкого потребления, продукция машиностроения, оборудование и хлопок. В рамках коридора перевозка грузов осуществляется по железным дорогам Азербайджана, Грузии и через морские порты Поти и Батуми на побережье Черного моря в Грузии.
Коридор ТРАСЕКА – это попытка возродить Великий шелковый путь, то есть путь из Китая в Европу через Центральную, Среднюю и Малую Азию. Важнейшей задачей для стран-участниц проекта (Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина) является использование своих геополитических и экономических возможностей через развитие транспортной инфраструктуры. Кроме непосредственных участников коридора ТРАСЕКА, к числу сторонников развития данного коридора следует отнести Европейский союз и США. К сторонникам данного проекта следует отнести Китай, Японию, Корею и другие страны, поддерживающие тесные торгово- экономические отношения между Востоком и Западом.