Терминалы строят по инерции

2010-10-14 09:05:42

Инвесторы верят в увеличение контейнерного грузопотока в будущем.
В Украине продолжается “гонка терминалов”: новые контейнерные мощности на уровне около 800 тыс. TEU могут появиться к 2015 г. в Ильичевском порту. На разной стадии готовности и проектирования находится еще несколько терминалов, хотя, по мнению экспертов, загрузки сейчас не хватает и существующим.



   Не дождавшись урегулирования отношений и завершения судебных споров с ЧП “Укртрансконтейнер”, Минтранс подыскивает на освободившееся место нового инвестора. Как сообщила пресс-служба транспортного ведомства, власти подготовили инвестиционный проект стоимостью $290 млн. по созданию на причалах №23 и №24 Ильичевского морпорта перевалочного комплекса для работы с контейнерными грузами, мощность которого составит 800 тыс. TEU в год. По словам замминистра транспорта Олега Бондаря, проект предполагает начало эксплуатации терминала уже в 2015 г.

   Напомним, в данный момент идет строительство либо проектирование целой серии контейнерных терминалов. Так, в этом же регионе Ильичевский морской рыбный порт (частное предприятие, близкое к группе “Приват”) на базе универсального причала с глубинами до 15 м ведет постройку терминала для перевалки контейнеров с проектной мощностью 500 тыс. TEU в год. Крупный проект реализуется в Одесском порту совместно с частным инвестором, компанией “ГПК-Украина”: в 2012 г. тут планируется ввести в эксплуатацию контейнерный терминал “Карантинный мол” на 859 тыс. TEU в год с поэтапным доведением его мощности до 1,2 млн. TEU. Стоимость проекта — $560 млн. О масштабных “контейнерных” планах заявляет руководство ООО “Порт “Очаков” (район Николаевского порта, входит в “Смарт-холдинг”). На базе предприятия инвестор намерен создать мощности для обработки контейнеров на уровне 500 тыс. TEU в год (это уже пересмотренный объем, еще годом ранее планировалось построить терминал на 3 млн. годовых TEU). Первоначальный объем инвестиций “Смарт-холдинга” в контейнерные мощности должен был составить EUR229,5 млн., сейчас сумма необходимых средств уточняется.

   Впрочем, эксперты сомневаются в востребованности такого количества новых терминалов в ближайшие годы. Суммарная мощность уже существующих на сегодняшний момент — около 2 млн. TEU. В то время как по итогам восьми месяцев 2010 г. оборот этих терминалов составил 409,6 тыс. TEU, по итогам года, прогнозируют аналитики, не превысит 600-650 тыс. TEU. Рынок показывает рост к прошлому году (по итогам восьми месяцев — плюс 29%). Наиболее быстро росли терминалы Одессы: ООО “Бруклин-Киев” — +94% до 17,78 тыс. TEU, “ГПК-Украина” — +37,3% до 200 тыс. TEU. Тем не менее падение 2009 г. было настолько значительным (почти 60%), что такие темпы восстановления пока не могут компенсировать утраченные грузопотоки.

   По словам президента “ГПК-Украина” Клауса Шмекера, действующие контейнерные мощности украинских портов превосходят спрос на них в четыре раза. “Анализ показывает, что объем контейнерных перевозок на Черном море ежегодно растет на 10%. И мы надеемся, что рост контейнерных перевозок на таком уровне будет продолжаться и дальше (ранее господин Шмекер прогнозировал рост в 2010 г. на 30%. — “i”). Но докризисных объемов (3,5 млн. TEU. — “i”) перевалки вряд ли удастся достичь до 2016 г. Некоторые говорят, что нужно строить контейнерные терминалы в Мариуполе и Севастополе, но я считаю, что необязательно строить там терминалы, потому что страна и так имеет достаточные мощности”,— говорит глава “ГПК-Украина”. По его словам, потребность страны в контейнерных мощностях до 2020 г. достигнет 3 млн. т.

  По данным директора информационно-аналитического центра BlackSeaTrans Константина Ильницкого, доля Украины в контейнерной перевалке портов Причерноморья сегодня составляет 35%. Но увеличивать ее необходимо сейчас не за счет увеличения количества контейнерных терминалов, а за счет усовершенствования законодательной базы и улучшения условий работы с инвесторами. “Закон о трансшипменте, например, до сих пор так и не смог заработать. А все потому, что из перечня товаров, подпадающих под режим трансшипмента, исключили опасные и подакцизные грузы. В результате грузовладелец, у которого хотя бы часть груза относится к этим позициям, не заинтересован идти в украинский порт. Теперь должно пройти еще минимум полгода, прежде чем чиновники устранят этот недостаток в законе”,— рассказывает директор контейнерного терминала ТИС Андрей Кузьменко. По словам замдиректора Одесского МТП Юрия Васькова, в 2010 г. из-за несовершенства схемы работы с трансшипментом порт недополучил около 150 тыс. TEU контейнерных грузов. Помимо прочего участники контейнерного саммита, проходившего на днях в Одессе, указали на то, что в Украине — едва ли не самые высокие в мире портовые сборы. “Согласно рейтингам, Украина занимает второе место по самой высокой тарифной ставке портовых сборов, а первое место по дороговизне занимает Япония”,— подчеркнул менеджер по транспортным перевозкам компании Mаersk Line Стефан Кленчу. По его словам, таможенные сборы за контейнер у нас составляют $225,2, что на 100% больше, чем в портах Средиземноморья.

Екатерина ГРЕБЕНИК

Экономические известия, № 176, 14 октября 2010 ]