2010-10-06 10:15:20
Недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил Киеву поучаствовать в строительстве транспортного коридора из Китая в Европу, который пройдёт через Казахстан и, возможно, через Украину. Однако что мы можем предложить как транзитная страна?
Украинские дороги наводят ужас на автомобилистов, а путь через Украину – это испытание, в котором ты либо успел, но нанёс ущерб транспортному средству, либо сохранил автотранспорт, но опоздал. Тем не менее мы заявляем о себе как о транзитном государстве, претендующем на ведущую роль в развитии международных транспортных коридоров. Да, Украина обладает уникальным географическим месторасположением, но, к сожалению, не использует свой потенциал для привлечения транспортных потоков. Хотя могла бы получать ежегодно около $2,5 млрд.
Через территорию Украины проходят четыре из десяти международных транспортных коридоров. Несмотря на это, многие грузопотоки сознательно направляются в обход Через территорию Украины проходят четыре из десяти международных транспортных коридоров. Несмотря на это, многие грузопотоки сознательно направляются в обход более длинными маршрутами через соседние страны. Например, вина из Болгарии в Россию следуют более длинным путём – через Румынию, Венгрию, Словакию, Польшу и Белоруссию.
Чтобы переломить ситуацию, в первую очередь нужно думать о качестве обслуживания перевозчиков. Страна нуждается не только в реконструкции дорог, строительстве портов и проведении железнодорожных путей, но главным образом в совершенствовании работы всей системы в целом. Нужна концепция сбалансированного использования всего транспортно-транзитного потенциала Украины. Сегодня 99% грузов, направляющихся из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно, следуют морским путём. Однако в ближайшее время из-за ограниченности проходимости Суэцкого канала может возникнуть необходимость железнодорожных перевозок через Центральную Азию. Сможем ли мы осуществить транзит груза комбинированными видами транспорта и при этом обеспечить европейский уровень качества? Наверное, нет, если не зададимся такой целью.
Следующим нашим действием должно быть урегулирование действующей тарифно-ценовой и налоговой политики. Необходимы более гибкие условия для прохождения грузов. Иначе объёмы транзитных перевозок, которые, по данным аналитиков, за последние годы снизились в два раза, будут и дальше падать. Вместо множества тарифов и бюрократических преград, которые приводят к задержкам транспорта на границах, следует разработать единую эффективную систему прохождения грузов от границы до границы.
Перспективы у нас есть. Например, поучаствовать в создании коридора Восток – Запад, который пройдёт через Россию и Украину в Европу. Это сделает Украину центром транзита всех грузопотоков. Учитывая, что объём торговли между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, по оценкам экспертов, составляет $600 млрд., для нас откроется возможность привлечения больших доходов в бюджет. Уже тот факт, что 70% транзита через нашу территорию составляют российские грузы, свидетельствует о том, что на Запад – Восток нужно обратить максимум внимания.
Не стоит забывать и о Евро-2012. Есть интерес со стороны ряда европейских инвесторов в реконструкции и строительстве портов, терминалов, железнодорожных и автомобильных путей. Как показывает наш опыт, открыв в 2006 году профессиональный логистический комплекс класса А, мы смогли значительно улучшить качество своей работы и обеспечить необходимые условия для поставки товаров крупных международных компаний. И в этом вопросе следует не только полагаться на государственную политику, но и проявлять инициативу в привлечении инвесторов. Именно тесное сотрудничество бизнеса и государства приведёт к созданию конкурентоспособной системы международных транспортных коридоров. Хочется надеяться, что, объединив усилия, мы сможем разработать единую унифицированную политику, которая позволит Украине эффективно использовать свои возможности.
Оксана Елманова, почётный президент группы компаний FIM