Ж/д контейнерные перевозки ориентируются на линейные маршруты

2010-10-06 09:49:04

Вопрос, как сделать перевозки контейнеров по железной дороге более привлекательными, обсуждался на прошедшей недавно научно-практической конференции, посвящённой проблемам и перспективам контейнеризации России.



К 2015 году глобальные контейнерные перевозки вырастут на 64%, в том числе вследствие постепенной контейнеризации грузов. Причём для того, чтобы обеспечить их своевременную ротацию, в ближайшее время по всему миру будет построено 60-70 логистических центров. Такие цифры озвучил на конференции президент НП "Гильдия экспедиторов" Семён Резер.
Россия также вовлечена в этот процесс.

В апреле прошлого года ОАО "РЖД" создало Центр по развитию терминалов, на который возложена организация подготовки проектов по созданию и развитию терминально-логистических комплексов компании. В целом по всей стране планируется построить опорную сеть из 35-40 логцентров, расположенных в крупных транспортных узлах. Их появление должно способствовать тому, чтобы те грузы, которые сегодня перевозятся в контейнерах автотранспортом, перешли на железную дорогу.

Но наличие терминалов само по себе не позволит увеличить конкурентоспособность железнодорожных маршрутов, считает директор по стратегическому развитию ОАО "ТрансКонтейнер" Юрий Юрьев.
"Совершенно ясно, что без создания системы сбыта, системы, которая позволяет формировать качественный, регулярный сервис через железнодорожные терминалы, невозможно привлечь клиента", – говорит он.

Поэтому, по словам г-на Юрьева, компания активно занимается развитием сервиса по отправке контейнерных блок-поездов, которые курсируют по схеме "от двери до двери и точно в срок". И эта услуга пользуется спросом. Если общий объём перевозок "ТрансКонтейнера" за первую половину 2010 года вырос незначительно, то по части отправки контейнерных поездов рост был внушительный – более 60% к прошлому году, до 926 поездов.

С тем, что конкурентоспособность железнодорожных перевозок может быть обеспечена только при создании регулярного контейнерного сообщения с предоставлением клиенту комплексной логистической услуги, согласен и первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги Олег Валинский. По его словам, важным условием роста контейнеропотока на железнодорожной сети должна стать организация линейного межтерминального сервиса. "Речь идёт о создании своего рода железнодорожных контейнерных линий, перевозки по которым будут организованы на основе жёстких расписаний. На Октябрьской железной дороге мы предусматриваем меры по организации таких контейнерных поездов на маршрутах массовых потоков для перевозки контейнеров между портовыми терминалами и сухими портами", – говорит Олег Валинский. И отмечает, что таким образом можно организовать весь транспортный поток в Санкт-Петербургском узле.

По той же технологии работает один из крупнейших в Европе морских портов Гамбург, который ежедневно принимает и отправляет около 80 контейнерных поездов. Причём в планах порта увеличить это число в несколько раз. В России подобным образом перевозить грузы стали недавно. Так, на Октябрьской дороге эта технология была впервые применена в прошлом году. И результат уже есть. По словам Олега Валинского, внедрение нового сервиса позволило увеличить долю контейнеров, перевозимых по железной дороге в Большом порту Санкт-Петербурга, с 12 до 18%.
"Линейный сервис – это новый продукт для рынка, и это магнит, который притягивает грузы на железную дорогу", – пояснил "Гудку" Владимир Чиснаков, генеральный директор компании "Русская Тройка", которая с начала прошлого года постепенно перешла от формирования поездов по предъявлению к организации линейного межтерминального сервиса.
"В частности, на направлении Москва – Новосибирск поездным линейным сервисом нам удалось создать вполне ощутимую альтернативу автодоставке", – подчеркнул г-н Чиснаков.

Возможности для отправки большого числа контейнерных поездов у железной дороги есть. Например, у Октябрьской дороги в проекте заложено ежедневно 34 "нитки" контейнерных поездов. По словам Олега Валинского, весь полугодовой объём перевозок "ТрансКонтейнера" (около 900 поездов) дорога в состоянии обработать в течение месяца. Пока же по ней перевозится только четверть от всех контейнерных грузов Северо-Запада. Из них в экспортном направлении более 70% контейнеропотока доставляется автотранспортом, а доля железной дороги в импортных перевозках ещё меньше, всего лишь 8%, сообщил Олег Валинский.

А ведь уже сейчас возможно перемещение грузов от морских терминалов на сухие порты для их окончательного оформления. Но дело в том, что сама эта процедура не относится к категории упрощённых. По словам Олега Валинского, она существенно увеличивает затраты всех участников, не учитывает специфики железнодорожного транспорта и таким образом отдаёт преимущество авто перевозкам. Поэтому необходимы комплексные согласованные шаги с участием таможенных служб и ОАО "РЖД", чтобы сделать перевозки контейнеров с участием железной дороги наиболее привлекательными по цене и простоте оформления таможенных процедур.
"Российская нормативная база пока предполагает тарификацию контейнера. Он должен следовать из одной точки в другую. Контейнер не может быть выгружен с платформы в середине пути с тем, чтобы на неё поставить другой", – отмечает наличие и других проблем Владимир Чиснаков.
"Мы ждём, что с учётом изменения тарифной политики будет тарифицироваться платформа. Тогда у нас появится технологическая возможность сделать процесс более эластичным по аналогии с морскими сервисами, менять контейнеры по ходу следования поезда там, где это будет необходимо. Ведь дальнейшее развитие линейного сервиса – это создание сети регулярного сообщения между опорными терминалами, предполагающее при необходимости возможность выгрузки-загрузки контейнеров, дозагрузки платформы контейнерами на маршруте следования поезда без переформирования самого поезда", – говорит он.

И тем не менее железная дорога готовится взять на себя больше грузов. Предпосылки к этому есть. Во-первых, из-за улучшения общей экономической ситуации в стране возобновилась отправка поездов по маршрутам, движение по которым в кризис было сведено к минимуму. Так, в мае этого года стал вновь курсировать прямой ускоренный поезд Санкт-Петербург – Москва с вагонами принадлежностью "ТрансКонтейнера". Сейчас поезд ходит по пассажирскому графику один-два раза в неделю.
"Есть планы сделать его как минимум ежедневным. Мы видим, сколько контейнеров уезжает из порта каждый день на автомобилях, там хватит ещё на четыре таких поезда", – отмечает Олег Валинский.

Во-вторых, на объёмах контейнерных перевозок по Октябрьской железной дороге скажется планируемое увеличение мощностей терминалов Большого порта Санкт-Петербурга. Согласно данным г-на Валинского, в целом по порту к 2012 году грузооборот вырастет до 3,5 млн TEU, а к 2030 году – до 6,6 млн TEU. По его словам, благоприятствует росту контейнерного грузопотока через порт по железной дороге отсутствие территориальных резервов для роста терминалов, так как они находятся практически в центре города, а также сильная загруженность автотранспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.

В части организации работы транспортно-логистических комплексов ОАО "РЖД" рассматривает возможность использования как собственных, так и сторонних терминалов. Причём, по словам Олега Валинского, наиболее эффективно создание совместных предприятий ОАО "РЖД" с владельцами уже существующих терминалов, расположенных за чертой города и имеющих удобные железнодорожные подходы и таможенные посты.

Автор: Александр Панин 

www.trans-port.com.ua