2010-09-20 10:28:49
Правительство продолжает промо-кампанию засекреченного проекта Налогового кодекса
То, что ситуация в судостроении сейчас оставляет желать лучшего, подтверждают и сами корабелы, и профильные аналитики. Вопреки тому, что сухие цифры Госкомстата показывают рост объема производства и реализации продукции в отрасли (за 7 месяцев текущего года составил 48,6%), реальная картина говорит о затянувшейся стагнации. К началу августа отраслью было произведено всего 20 единиц судов и плавсредств на сумму 1,7 млрд. грн., 13 из которых поставлено отечественному заказчику и только 7 — на экспорт. Напомним, в прошлом году судостроители изготовили 30 судов, 11 из которых было экспортировано.
Структура портфеля заказов также говорит о тенденции к потере зарубежных заказов, на которые приходится львиная доля полученного от реализации дохода. Так, из 25 заключенных на конец июля отечественными корабелами контрактов 18 приходится на внутренние заказы и только 7 — на зарубежные. Таким образом, рост производственных показателей, выраженных в денежном измерении, объясняется скорее курсовой разницей и инфляционными процессами, чем реальным ростом производства.
Как отмечает глава НС ОАО «Судостроительный завод «Залив» Николай Кузьменко, причины затишья в отрасли — глобальный спад в мировом товарообороте, падение фрахтовых ставок, величина которых теперь недостаточна для покрытия затрат на развитие судоходного бизнеса, и, как следствие,— ограничение доступа судоходных компаний к финансовым ресурсам.
Вместе с тем планируемые преференции правительства не являются тем шагом, который сможет повернуть вспять негативные для отечественных верфей тренды. Как отмечает вице-президент ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий, фискальные меры по созданию конкурентоспособной среды для украинских корабелов на мировом рынке должны включать и другие позиции.
«Наиболее больные и острые вопросы — возмещение НДС судостроителям, а также отмена ввозных пошлин и НДС на комплектующие для судостроения, не производимые в Украине»,— говорит господин Лисицкий. Отметим, по данным Минпромполитики, сумма невозвращенного судостроителям НДС сегодня заметно превышает объемы бюджетных отчислений предприятиями отрасли (на конец июля судостроители перечислили в госбюджет 147,5 млн. грн., в то время как НДС-задолженность перед ними на этот момент составляла 171 млн. грн.). Это говорит о том, что всего лишь своевременный возврат НДС стал бы для предприятий большим подспорьем, чем налоговые каникулы.
«Мы, безусловно, приветствуем шаг, сделанный правительством. Он демонстрирует, что власть движется в направлении стимулирования отрасли. Но налог на прибыль не является самым животрепещущим вопросом для судостроителей. Его отмена не создаст полномасштабных условий для того, чтобы мы могли успешно конкурировать на мировом рынке»,— отмечает Николай Кузьменко. Господин Кузьменко также называет наиболее принципиальной проблему послабления импортного налогообложения комплектующих, поскольку на нее замыкается вопрос развития полнокомплектного судостроения в Украине.