Экспертов беспокоит вопрос: на что расходуется их чистая прибыль государственных предприятий?

2010-09-02 13:25:32

Попалась мне на глаза интересная ссылочка. Из неё я узнал, что чистая прибыль ГП «Дельта-лоцман» составила в 2009 году – 391,68 млн.грн. (Численность сотрудников – 1446 человек). Неплохая чистая прибыль, согласитесь. И возник у меня вопрос, а как с такими показателями прибыльности в кризисном году компания смотрится на фоне других лидеров бизнеса?



В Сети опубликован рейтинг ТОП-100 самых прибыльных компаний Украины.
Правда, там прибыльность указана за 2008 (ещё не кризисный) и полгода
2009 года. В этом рейтинге по показателям 2008 года ГП «Дельта-лоцман»
числится на 81 месте среди всех компаний Украины. СРЕДИ ВСЕХ! С чистой
прибылью в 2008 году 139 млн.грн.

Вообще то, 2009 год считается кризисным и, поэтому, по итогам 2009
года компания, увеличившая чистую прибыль в 3 раза, наверняка, поднялась
бы в рейтинге. Не так ли? Экстраполируя данные 2009 (кризисного) года
на данные 2008 (ещё некризисного) года, можно отметить, что с такими
показателями чистой прибыли ГП «Дельта-лоцман» находилась бы в начале
3-го десятка из ВСЕХ КОМПАНИЙ УКРАИНЫ! Где-то между Индустриальным
союзом Донбасса – 511 млн. грн (персонал
предприятий, входящих в корпорацию 60 000 чел.)
и ГОК «Сухая балка»
329 млн.грн.
(персонал почти 4000 чел.)

Кстати, за 2009 год примерно такие же показатели чистой прибыли
показал ОАО Енакиевский металлургический завод 407 млн. грн. (персонал почти 9000 человек), занявший в рейтинге
ТОП-500
27-е место Правда, в рейтинг Контрактов ГП
«Дельта-лоцман» включено не было. Наверное из скромности.

То есть и по рейтингу Контрактов и по рейтингу Украинской инвестиционной газетыГП
«Дельта-лоцман» выглядит более чем достойно. Верно?

Что же такое производит компания «Дельта-Лоцман», что позволяет ей
получать такую высокую чистую прибыль? В чём, так сказать, секрет
бизнес-модели этой компании? Ведь другие, соотносимые по чистой прибыли
компании – в основном, относятся к горнометаллургическому сектору
народного хозяйства, издавна развитого на Украине. Там, в горных отвалах
тяжёлым трудом добывается руда, из неё выплавляется сталь – основа
украинского экспортного потенциала. Там заняты тысячи работников со
своими традициями, династиями. Там частные собственники этих компаний
планируют перевооружение производства, намечают инвестиционные планы по
расходованию чистой прибыли. Какую же такую «руду» извлекают работники
компании «Дельта-лоцман»? Куда планируется расходовать чистую прибыль
компании «Дельта-лоцман»?

Вот, что говорится о деньгах на официальном сайте ГП «Дельта-лоцман»:

По словам участников рынка, росту капитальных вложений
способствовала тарифная политика. "Портам уже несколько лет не меняли
тарифы. В конце 2008 года Кабмином было принято решение на 58% повысить
тарифы на оказание услуг судам и на 40% на услуги по грузопереработке.
Тем самым был создан дополнительный финансовый ресурс, который позволил
увеличить капитальные вложения",- говорит директор ГП "Дельта Лоцман"
Александр Голодницкий.

То есть, из этого сообщения понятно, что прибыль компании ГП
«Дельта-лоцман» была сформирована, в большей части, административно, за
счёт увеличения давления на бизнес путём поднятия ставок и тарифов
решением Правительства. Таким образом, ГП «Дельта-лоцман» является некой
государственной монополией, прибыль которой не сильно зависит от
предпринимательских способностей менеджмента, а, скорее, находится в
прямой зависимости от решений органов исполнительной власти. Поправьте
меня, если я ошибаюсь.

Ну ладно. Допустим, Правительство Ю.Тимошенко «выдавило» из бизнеса
некий финансовый ресурс для каких-то особенных общественных целей,
скажем, для увеличения вложений в основной капитал.

Можно же подумать, что и ГП «Дельта-лоцман» будет вкладывать
полученную чистую прибыль в капитал, т.е. что-то строить, возводить. Тем
более, что на ГП «Дельта-лоцман» и возложено осуществление работ по
проекту возобновления судоходства на канале «Дунай-Чёрное море». В 2009
году за счёт чистой прибыли компании в 2008 году (139 млн.грн) 130 было
вложено в канал. Можно же предположить, что такие же вложения будут
осуществлены и в 2010 году за счёт чистой прибыли 2009 года?

Предположить то можно! Но это будет неточно. smile8)

По словам самого руководителя ГП «Дельта-лоцман» из всей суммы
чистой прибыли в 2009 году (391 млн.грн) развитие канала «Дунай-Чёрное
море» в 2010 г. пойдёт едва ли 10-я часть – 32 млн. грн.

За счет каких средств осуществляется реализация
проекта?


– В 2009 г. все делается исключительно за счет средств предприятия
"Дельта- лоцман". Кстати, доход компания получает от канального,
лоцманского и информационного сборов за услуги службы регулирования
движения судов. Размеры тарифов устанавливаются государством –
постановлениями Кабмина (канальный сбор) и приказами Минтранссвязи по
согласованию с Минэкономики, Минюстом и Госкомпредпринимательства
(другие сборы).


На реализацию проекта в нынешнем году выделено 130 млн. грн.
согласно утвержденному в марте 2009 г. финансовому плану предприятия на
этот год. В 2010 и 2011 гг. в развитие ГСХ будет вложено
32,697
и 73,48 млн. грн. соответственно, что предусмотрено недавно
принятыми правительством постановлением от 07.10.2009 N 1120 и
распоряжением от 11.11.2009 N 1346-р.

Хорошо, подумал я себе. Компания «Дельта-лоцман» – предприятие
известное. У него есть свой сайт в Интернете. Там, наверняка, я смогу
найти планы как потратить 360 миллионов гривень в 2010 году.

Зашёл на сайт, посмотрел раздел объявленных тендеров на закупки. В
июле объявлен тендер на приобретения лоцманского катера. Ещё объявлены
тендеры на электрогенератор (60 тыс), закупку ГСМ (около 100 тыс),
программного обеспечения и оборудования для службы управления движением в
Ильичёвске (200 тыс)

Но, конечно, планом госзакупок предприятия предусмотрено гораздо
больше позиций. Мне, например, как юристу, интересны несколько
госзакупок услуг в области права, объявления тендеров на которые, к
сожалению, на сайте ГП «Дельта-лоцман» в 2010 году я найти не смог.

Интересны услуги по найму судов с экипажами для маневровых и
буксировочных работ. Конечно, не обойтись такому предприятию без
консультационных услуг по управлению коммерческой деятельностью –
виданное ли дело, в кризисный год увеличить чистую прибыль в 3 раза!
Понятно, что без консультантов тут не обойтись и планом госзакупок
предприятия на 2010 год приобретение таких услуг предусмотрено.

Но, честно говоря, за вычетом расходов на канал «Дунай-Чёрное море» в
32 млн. грн., мне трудно было бы наскрести в этом плане госзакупок
расходов на 360 млн. грн., что, собственно, и остаётся от чистой прибыли
391 млн за 2009 год за вычетом 32 млн. грн.

Конечно, заглядывать в чужой карман – моветон. Это я понимаю. Но,
если мне не изменяет память, компания «Дельта-лоцман» – пока ещё
государственная, то есть, вообще то, по-совести говоря, всё ещё
общественная. И мне очень интересно, на какие такие общественные цели
расходуется чистая прибыль государственной компании.

Если – в увеличение основного капитала, ну, например, в
строительство судов, зданий, расширение производства и увеличение
рабочих мест, то это – очень здорово! Я – целиком и полностью «за»! Но,
если значительная часть чистой прибыли расходуется непонятно куда, то,
разумеется, могут возникнуть вопросы.

При этом, конечно, не надо путать чистую прибыль с выручкой и
валовым доходом. Скажем, расходы на поддержание глубин на БДЛК относятся
к валовым затратам и финансируются из операционной прибыли предприятия.
Чистая же прибыль остаётся за вычетом всех затрат, включая уплату
налогов и сборов. При этом, также, не надо путать чистую прибыль и
налоги. Да, «Дельта-лоцман» – один из крупнейших налогоплательщиков
Николаевской области. Честь и хвала честному налогоплательщику. Но
уплата налогов – это не доблесть, а обязанность.

А вот способ расходования чистой прибыли – вот это как раз и есть
предмет доблести руководителей предприятия и органа управления
имуществом госпредприятий. И мне бы очень хотелось, чтобы никаких
сомнений в чистоте помыслов руководства компании и Минтранса ни у кого
не было. Пока же злые языки клевещут о разных тратах этого
государственного предприятия, которые трудно считать общественно
полезными или направленными на увеличение капитала и численности
высокооплачиваемых рабочих мест.

Скажем, если публичная акционерная компания ОАО ГОК «Сухая балка»
публикует свои финансовые отчёты и любой акционер может видеть, хотя бы в
обобщённом виде и данные об инвестициях в основной капитал, и данные о
фонде оплаты труда, понять структуру расходов компании. То в случае с
государственными компаниями все мы, граждане Украины, фактически являясь
совладельцами активов, государственного имущества – ГП «Дельта-лоцман»
лишены возможности видеть и финансовый отчёт этого государственного
предприятия и его финансовый план. Как-то это, на мой взгляд,
недостаточно прозрачно. По-моему, это – неправильно и такая
непубличность как раз и создаёт предпосылки для коррупции.

Вот бы Министерству транспорта и связи Украины развеять все ненужные
сомнения и опубликовать финансовый план ГП «Дельта-лоцман» на 2010 год,
утверждённый распоряжением Правительства от 23.06.2010 №1263-р Ведь,
если, скажем, большая часть чистой прибыли предприятия была перечислена в
Госбюджет для поддержания социальных расходов – то ничего зазорного в
этом нет. Чего скрывать то?

Кстати, помимо «Дельта-лоцман» в управлении Минтранса находится и ГП
«Инспекция по вопросам дипломирования моряков» (чистая прибыль которого
в 2009 году, кажется, была даже выше, чем у «Дельта-лоцман»), и ГП
«Инспекция Главного государственного регистратора флота», и другие
государственные предприятия. На что расходуется их чистая прибыль?

С.Горчаков