Ъ стали известны подробности финансового обоснования десяти проектов,
которые комитет экономических реформ при президенте в среду утвердил как
национальные. Шесть из них, на общую сумму свыше 73
млрд грн, планируется реализовать за счет частных вложений. Самым
затратным станет проект "Энергия природы" (3 млрд евро) по строительству
ветровых электростанций мощностью 2 тыс. МВт, которые должны окупиться
за семь лет при производстве электроэнергии в объеме 26,8 млрд кВт•ч в
год. В проект "Доступное жилье" за пять лет необходимо будет вложить
12,3 млрд грн, что позволит построить квартиры для 40 тыс.
военнослужащих, крымских татар и молодых специалистов бюджетной сферы. А
замыкает тройку самых дорогостоящих рассчитанный на десять лет проект
"Олимпийская надежда-2022" (проведение зимней Олимпиады в Карпатах; см.
справку).
Как ожидается, самый долгий срок окупаемости – у строительства
железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом "Борисполь" (15
лет). Сравнительно небольшие – у проектов по строительству морского
терминала по приему сжиженного газа (5-7 лет), который должен уменьшить
цену импортного газа на 15-20%, и десяти комплексов по переработке
твердых отходов (6 лет).
Государство во всех этих проектах намерено участвовать путем оплаты
предварительного ТЭО, инженерной инфраструктуры, введения льготных
тарифов и предоставления госгарантий. Из бюджета будут профинансированы
четыре проекта, стоимость двух из них – реконструкции Киева ("Город
будущего") и поддержки материнства и детства ("Новая жизнь") – пока не
определена. Проекты "Качественная вода" и "Открытый мир" (создание
образовательной сети на основе 4G) потребуют 3,7 млрд грн и $675 млн
соответственно.
По словам руководителя рабочей группы по нацпроектам Владислава
Каськива, предложения инвесторов получены уже по ряду проектов: "В
первую очередь это LNG-терминал и проект воздушной энергетики. Также
есть конкретные предложения по трассе Борисполь–Киев, возможно, скоро
будет подписан контракт". Как рассказал господин Каськив, есть
предложения и по проекту "Открытый мир". "Инвестор станет монопольным
оператором подобных услуг, поэтому интерес большой, но все решится на
открытых торгах",– уточнил он.
Несмотря на значительные сроки окупаемости проектов, под большинство из
них возможно сформировать инвестиционный пул, говорят эксперты.
"Инвесторы хотят, чтобы сроки окупаемости были как можно меньше. Но в
данном случае, с учетом госгарантий, можно ожидать интереса ко всем
комплексным проектам. Окончательное решение будет принято в зависимости
от конкретных условий и доходности проектов",– отмечает директор ИК
"Тройка Диалог Украина" Артемий Ершов. Впрочем, значение госгарантий не
стоит переоценивать, считает исполнительный директор Международного
фонда Блейзера Олег Устенко: "Как показывает опыт, инвестор
ориентируется на прибыль, а не на госгарантии". В качестве примера он
приводит опыт реализации аналогичных проектов в Казахстане. "Большим
спросом пользуются проекты, связанные с нефтью и газом, в них инвесторы
видят значительную прибыль. А социальные проекты, несмотря на любые
гарантии, пользуются низким спросом",– говорит господин Устенко.
Юрий Панченко
Как стало известно, администрация президента имеет расчеты целесообразности реализации восьми из десяти проектов, которые в среду были признаны национальными. Для их финансирования потребуется 82 млрд грн, большую часть из которых должен составить частный капитал. Инвесторов интересуют проекты в сфере энергетики и транспорта, которые гарантируют окупаемость и получение прибыли, тогда как привлечь средства под социальные проекты намного сложнее, отмечают эксперты.
Ъ стали известны подробности финансового обоснования десяти проектов,
которые комитет экономических реформ при президенте в среду утвердил как
национальные. Шесть из них, на общую сумму свыше 73
млрд грн, планируется реализовать за счет частных вложений. Самым
затратным станет проект "Энергия природы" (3 млрд евро) по строительству
ветровых электростанций мощностью 2 тыс. МВт, которые должны окупиться
за семь лет при производстве электроэнергии в объеме 26,8 млрд кВт•ч в
год. В проект "Доступное жилье" за пять лет необходимо будет вложить
12,3 млрд грн, что позволит построить квартиры для 40 тыс.
военнослужащих, крымских татар и молодых специалистов бюджетной сферы. А
замыкает тройку самых дорогостоящих рассчитанный на десять лет проект
"Олимпийская надежда-2022" (проведение зимней Олимпиады в Карпатах; см.
справку).
Как ожидается, самый долгий срок окупаемости – у строительства
железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом "Борисполь" (15
лет). Сравнительно небольшие – у проектов по строительству морского
терминала по приему сжиженного газа (5-7 лет), который должен уменьшить
цену импортного газа на 15-20%, и десяти комплексов по переработке
твердых отходов (6 лет).
Государство во всех этих проектах намерено участвовать путем оплаты
предварительного ТЭО, инженерной инфраструктуры, введения льготных
тарифов и предоставления госгарантий. Из бюджета будут профинансированы
четыре проекта, стоимость двух из них – реконструкции Киева ("Город
будущего") и поддержки материнства и детства ("Новая жизнь") – пока не
определена. Проекты "Качественная вода" и "Открытый мир" (создание
образовательной сети на основе 4G) потребуют 3,7 млрд грн и $675 млн
соответственно.
По словам руководителя рабочей группы по нацпроектам Владислава
Каськива, предложения инвесторов получены уже по ряду проектов: "В
первую очередь это LNG-терминал и проект воздушной энергетики. Также
есть конкретные предложения по трассе Борисполь–Киев, возможно, скоро
будет подписан контракт". Как рассказал господин Каськив, есть
предложения и по проекту "Открытый мир". "Инвестор станет монопольным
оператором подобных услуг, поэтому интерес большой, но все решится на
открытых торгах",– уточнил он.
Несмотря на значительные сроки окупаемости проектов, под большинство из
них возможно сформировать инвестиционный пул, говорят эксперты.
"Инвесторы хотят, чтобы сроки окупаемости были как можно меньше. Но в
данном случае, с учетом госгарантий, можно ожидать интереса ко всем
комплексным проектам. Окончательное решение будет принято в зависимости
от конкретных условий и доходности проектов",– отмечает директор ИК
"Тройка Диалог Украина" Артемий Ершов. Впрочем, значение госгарантий не
стоит переоценивать, считает исполнительный директор Международного
фонда Блейзера Олег Устенко: "Как показывает опыт, инвестор
ориентируется на прибыль, а не на госгарантии". В качестве примера он
приводит опыт реализации аналогичных проектов в Казахстане. "Большим
спросом пользуются проекты, связанные с нефтью и газом, в них инвесторы
видят значительную прибыль. А социальные проекты, несмотря на любые
гарантии, пользуются низким спросом",– говорит господин Устенко.
Юрий Панченко