В Украине зерно собирают… чтобы сгноить в портах?

2010-08-12 09:05:23

В конце июля в портах Украины было задержано 0,5 млн. тонн зерна, в том числе около 250 тысяч тонн – в трюмах судов, и такое же количество в железнодорожных вагонах.



На элеваторах зернового терминала компании «Трансинвестсервис» 
«застряло» 66 тыс. т пшеницы. Директор терминала Андрей Помельников прекратил
прием этого зерна.
«Мне пришлось пойти на конфликт с клиентами и прекратить прием пшеницы – до
разрешения ситуации», – заявил он в беседе с корреспондентом Odessa Daily.
На подходе к причалам порта «Южный» – два судна, которые должны принять часть
этой пшеницы, но удастся ли их отправить, А. Помельников не знает.
Ранее СМИ сообщили, что в конце июля в портах Украины было задержано 0,5 млн.
тонн зерна, в том числе около 250 тысяч тонн – в трюмах судов, и такое же
количество в железнодорожных вагонах.
Причина – «теневой» запрет правительства Украины на экспорт зерна. То есть,
официально экспортировать хлеб не запрещено, но, в то же время, его вывозу
всячески препятствует, в частности, таможенная служба.
2 августа вице-премьер Сергей Тигипко обвинил в задержках поставок
Государственную таможенную службу, пообещав потребовать наказания чиновников,
«действия которых приводят к убыткам бизнеса и государства».
Президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко сообщил, что в
портах заблокированы 80% зерновых. Гостаможня обвиняет зернотрейдеров в
завышении параметров качества зерна для увеличения объема возмещения НДС. При
этом в Минагрополитики заявили, что не видят причин проверять экспортеров,
поскольку с этой задачей хорошо справляютсязерновые инспекции.
По словам президента Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Владимира Клименко,
зернотрейдеры сегодня сами не заинтересованы в свободном вывозе пшеницы из
страны – из-за роста цен на хлеб на мировых рынках. В частности, они предлагают
правительству ввести временный запрет на ее экспорт, что, в свою очередь,
позволит воспользоваться правом разорвать действующие невыгодные договоры,
объяснив это форс-мажорными обстоятельствами.
«Практически все зернотрейдеры, за исключением некоторых компаний, прекратили
закупки пшеницы до выяснения ситуации, что собирается делать правительство с
экспортом зерна», – отмечает В. Клименко.
По его словам, правительство Украины опасается вывоза зерна из страны и
возникновения его дефицита. По данным председателя Аграрного фонда 
Александра Маринца, фондом закуплено только 40 тыс. т пшеницы нового урожая из
планируемых 4 – 4,5 млн. т. зерновых, и АФ ограничен требованием покупать зерно
по цене, сложившейся на Аграрной бирже за три последние торговые сессии, тогда
как трейдеры постоянно меняют цены. По мнению УАЗ, чтобы сдержать рост цен на
хлеб, Украине необходимо сформировать запас продовольственного зерна в объеме
1,2 млн. т. Также ассоциация предлагает выделить средства на дотирование
производителей хлеба, а также закупить необходимый запас зерна в региональные
резервы.
Операторы рынка считают, что правительство должно объявить о своем решении запретить
экспорт зерна как минимум за месяц. Кроме того, такой запрет можно вводить не
ранее чем 15 сентября, чтобы не возникла ситуация, когда зернотрейдеры не
смогут выполнить ранее подписанные контракты, и зерно будет гнить в портах.
А зерно в порты продолжает прибывать. Одесская железная дорога в августе в
направлении морских портов Украины отправила около 25 тысяч тонн зерна.
Значительные товарные партии пшеницы, ячменя и других культур доставляются
прежде всего на перевалочные терминалы Ильичевского, Николаевского и Одесского
портов.
С начала года объем перевозок зерна на ОЖД составил 84,2 тыс. вагонов, в порты
доставлено 5,28 млн. тонн зерна. Основные виды товарных потоков – пшеница,
ячмень, зерно кукурузы, семена рапса и подсолнечника. В частности, на зерновой
терминал Николаевского порта поставлено 1,5 млн. т., Одесского – 716,3 тыс. т.,
Ильичевского – 607,3 тыс. т.
В июле в порты было направлено 700 тыс. т. зерна.
В 2006 году квота  на экспорт зерна, введенная правительством Украины,
привела к тому, что на портовых элеваторах портилось зерно, трейдеры понесли
убытки в размере около 100 млн. евро, аграрии – около 12 млрд. грн.
С зернового терминала компании ТИС в начале 2007 г. на внутренние элеваторы
было вывезено 25 тыс. т. зерна, из-за снижения качества ставшего непригодным
для отправки на внешние рынки. На элеваторах Одесского морского торгового порта
(ОМТП) застряло 220 тыс. т. зерна, предназначенного на экспорт.
Вместе с тем, ячмень и рапс из портов вывозится на экспорт беспрепятственно. По
словам А. Помельникова, одно судно на терминале «ТИС» уже загружено ячменем,
второе – на подходе.
А в пресс-службе ОМТП сообщили, что в Хлебной гавани компания «Бруклин-Киев
порт» 5 августа завершила погрузку 32,5 тыс. т. рапса на судно «See rainbow». А
6 августа под погрузку стал первый в этом году панамакс «See bird». На него
было погружено 50 тыс. т. ячменя.

odessa-daily.com.ua