Морские перевозки переживают непростые времена

2010-07-29 11:54:55

Лишившись большей части флота и моряков, ушедших под иностранные флаги, украинская отрасль морских грузоперевозок напоминает старуху у разбитого корыта. У нас 2 моря и 18 портов, но доля украинских судоходных компаний в грузоперевозках не превышает и 8%.



История крупнейшей судоходной компании Украины – «Черноморское морское пароходство» (ЧМП) – берет начало с 1833 года. Во времена развития мореходства ее создавали для установления постоянных сообщений между Россией и Османской империей. До 1990 года пароходство считалось крупнейшим в Европе и вторым по величине в мире. В составе ЧМП было более 300 судов различного класса с суммарным водоизмещением 5 млн. тонн. После того как в 1991 году ЧМП перешло под крыло украинского государства, его флот был передан на баланс созданному акционерному концерну «Бласко». Но сегодня Черноморское морское пароходство утратило былую силу и, собственно, флот. Если количество судов к 2006 году сократилось более чем в 20 раз, то, по последним данным, флот государственной судоходной компании не превышает 6 единиц. Вмешательство Генпрокуратуры, СБУ и Минтранссвязи предотвратило распродажу последних ликвидных активов пароходства, но избежать банкротства ему вряд ли удастся. Подобная схема привела к уничтожению Азовского морского пароходства, на грани — Украинское Дунайское пароходство (УДП).

Обедневшая флотилия

Сегодня под украинским флагом перевозят грузы не более 10 компаний. Среди них одна государственная – «Украинское Дунайское пароходство» (УДП), из крупных частных перевозчиков – «Укрферри», «Торговый флот Донбасса» (ТФД), «Укрречфлот», торговый флот «НИБУЛОНа» и ряд мелких компаний. Из 115 млн. тонн грузов, прошедших через порты Украины в прошлом году, украинские перевозчики транспортировали всего 7-8%. Поэтому основную часть дохода Государственной администрации морского и речного транспорта «Укрморречфлот» обеспечивают порты – до 10 млрд. грн. в 2009 году. «Убытки государства трудно оценить, поскольку условия с момента обретения страной независимости загоняли флот и моряков в тень. Государство могло бы иметь $300-500 в год за каждую 1000 тонн дедвейта (регистрационный сбор) и $500-2000 в год подоходного налога с каждого работающего моряка», – говорит вице-президент Украинского Дунайского пароходства Александр Истомин. Он отметил, что при том, что Украина занимает пятое место в мире по количеству моряков (около 70 тыс.), большинство из них работают на судах под иностранными флагами.

115 млн. тонн грузов прошли через порты Украины в прошлом году

Незначительные влияние на рынок морских грузоперевозок отечественных компаний в «Укрморречфлоте» объяснили, во-первых, тем, что основные объемы перевозятся крупнотоннажными судами грузоподъемностью от 50 тыс. до 80 тыс. тонн, каких нет у отечественных компаний. Потерян флот некогда крупнейшего Черноморского морского пароходства, долгое время стагнировало судостроение, и сегодня на украинском рынке практически нет крупных судов, способных составить конкуренцию на мировом рынке грузоперевозок, разводят руками в Минтрансе. «Во-вторых, большую часть грузов, отгружаемых из украинских портов, грузоперевозчики стремятся довести до порта и продать. А большая часть компаний-покупателей обеспечивают вывоз своим флотом», — отметил замминистра транспорта и связи, глава «Укрморречфлота» Сергей Крыжановский.

Хозяева морей

Функционирующие ныне в Украине ЗАО «Судоходная компания «Укрферри», АСК «Укрречфлот», «Торговый флот Донбасса» – некогда государственные компании, которые нашли новых хозяев и перешли в частные руки. Смена собственности на некоторых из них происходила в сопровождении громких скандалов и длительных судебных разбирательств, как, например, на «Укрречфлоте», на некоторых – довольно незаметно, как на «Укррферри». Сегодня «Укрречфлот» контролируется группой российского бизнесмена Константина Григоришина, ТФД до 2008 года входил в сферу влияния группы СКМ, а два года назад контроль над флотом оформил почетный президент «Азовмаша» Александр Савчук.

В 2-3 раза меньше грузов перевезли украинские перевозчики морем в прошлом году

«Торговый флот Донбасса» на сегодняшний день является крупной судоходной компанией Украины. За год до экономического кризиса ее флот пополнился двумя судами, в планах – дальнейшее расширение флота, повышение зарплаты, рост прибыли. Параллельно происходит распродажа старых судов, в частности 1977 года выпуска.

Крупным авторитетным перевозчиком на Черном и Средиземном морях является компания «Укрферри». Ее объемы перевозок существенно влияют на престиж Украины, поскольку напрямую затрагивают отношения между Украиной, Россией, Грузией, Турцией и Болгарией, отметил Сергей Крыжановский. К тому же считается, что «Укрферри» – единственная из крупных компаний, которая развивает мощности за счет собственных средств (УДП – с привлечением государственных субсидий, «Укрречфлот» — за счет кредитов ЕБРР). Недавно у компании «Укрферри» появилась возможность стать монополистам по некоторым направлениям. Это связано с тем, что правительство заявило о намерении расторгнуть трехсторонний договор между Грузией, Болгарией и Украиной о совместной эксплуатации железнодорожной паромной переправы, что позволит одесской «Укрферри» взять на себя все грузопотоки, идущие в направлении Ильичевск — Поти/Батуми. Эксперты опасаются, что в результате возникнет угроза монопольного завышения цен.

    Около 70 тыс. моряков обеспечивают Украине пятое место в мире по количеству по количеству работающих во флоте. Но большинство из них ходят на судах под иностранными флагами

Кроме преобразованных из некогда государственных компаний, морские просторы Украины бороздит флот компаний, созданных с нуля в 2000-х годах. Из крупных на рынке успешно функционирует торговый флот «НИБУЛОНа». До кризиса флот этой компании пополнился еще четырьмя несамоходными судами, достигнув общей численности 24 судна.

Остальные игроки этого рынка не делают на нем большой погоды. Это небольшие предприятия, располагающие флотом из двух-трех судов и созданные в основном для удовлетворения потребностей крупных корпораций. Например, компания «Акварель» (входит в корпорацию «Алеф», подконтрольную днепропетровскому бизнесмену Вадиму Ермолаеву) свыше 10 лет работает на рынке контейнерных перевозок по всему миру. Главным преимуществом небольших компаний является возможность быстрого реагирования на меняющиеся условия рынка и предоставления эксклюзивных услуг.

http://www.investgazeta.net/