2010-07-23 15:57:16
Порты Украины демонстрируют снижение грузооборота с начала 2010 года. И хотя средние данные по отрасли, предоставленные Минтрансом Украины, не вызывают беспокойства, в отдельных портах ситуация напряженная, если не сказать критическая.
Согласно данным
Министерства транспорта и связи Украины,
в I полугодии 2010 г. морские торговые
порты Украины увеличили объемы перевалки
грузов на 0,4%. При этом только несколько
портов демонстрировали явный рост в
первом полугодии в сравнении с прошлым
годом: Керченский порт – на 18,1%
Севастопольский порт – 0,4% и Мариупольский
морской торговый – на 39%.
Остальные
морские торговые порты Украины
демонстрируют явный спад в сравнении
с аналогичным периодом прошлого года.
Например,
порты Херсонской области
сократили перевалку грузов на 20,7% в I
полугодии 2010 г. Морской торговый и
речной флот Херсонской области в
январе-июне 2010 года сократил перевозку
грузов на 34,3% по сравнению с аналогичным
периодом 2009 года – до 271,2 тыс. тонн.
В январе-июне
Ильичевский морпорт сократил
переработку грузов на 6,2%, или 0,511 млн.
до 7,762 млн. тонн.
В январе-июне
грузооборот Евпаторийского морского торгового порта составил 622,7 тыс.
тонн, что на 333,9 тыс. тонн, или на 34,9%
меньше, чем за аналогичный период
прошлого года.
Грузооборот
Ялтинского морского
торгового порта в
январе-июне составил 52,1 тыс. тонн, что
на 24,5 тыс. тонн, или на 32% меньше по
сравнению с аналогичным периодом
минувшего года.
По данным
"Укрморречфлота", за указанный
период Одесский морской
торговый порт
сократил грузоперевалку на 8,4% – до
12,988 млн. т.
Николаевский
морской торговый порт
за
I полугодие 2010 года сократил перевалку
грузов на 16%.
Морской
торговый порт "Южный"
в первом полугодии перевалил 8,264 млн. т
грузов, что на 10,4% меньше, чем за аналогичный
период 2009 г.
Снижение
грузооборота отмечено в тех портах, на
долю которых приходится 90,3% всего
совокупного объема перевалки грузов
украинскими морскими портами.
Объективные
причины такого положения всем известны
– все тот же пресловутый кризис и его
последствия.
Следует отметить,
что этим летом власть приняла целый ряд
мер, направленных на улучшение ситуации
и повышение конкурентоспособности
портов.
Например, глава
таможенной службы Украины Игорь
Калетник подписал распоряжение об
ускорении и усовершенствовании контроля
и оформления контейнерных товаров,
которые поступают в страну через морские
пункты пропуска – Одессу и Ильичевск
для транзита в Молдавию.
Железнодорожные
администрации Украины, Грузии,
Казахстана и Азербайджана согласовали
сквозные тарифы и ввели скидки на
перевозку крупнотоннажных универсальных
контейнеров международным транспортным
коридором «Трасека» на II полугодие 2010
года.
Государственная
администрация железнодорожного
транспорта Украины «Укрзализныця» инициировала создание нового контейнерного
коридора, дающего выход перевозкам из
Европы на морское побережье Украины. Скидка в
размере 20% предоставлена на маршруте
от погранпереходов Львовской железной
дороги (обслуживает западные рубежи
Украины) до Керченского морского порта
(станция «Керчь-порт», включенная в
систему железнодорожно-паромных
перевозок Украины), до
основных контейнерных портов Украины
(Одесского и Ильичевского). Скидка
введена для 20-ти и 40-футовых контейнеров
(груженных и порожних), перевозимых
контейнерными поездами. Время действия
льготы – с июля до окончания 2010 г.
Минтранссвязи
разработало проект постановления
Кабмина «О внесении изменений в пункт
18 Положения о портовых сборах», которым
предполагается уменьшение ставки
канального сбора за прохождение
Бугско-Днепровско-лиманским каналом,
который взимается ГП «Дельта-Лоцман».
Министерство
экономики Украины разработало проект
постановления правительства о снижении
портовых сборов, взимаемых с судов в
морских торговых портах страны, в среднем
на 30%.
Все свидетельствует,
что портовое хозяйство Украины, до этого
работающее достаточно стабильно,
начинает не по наслышке ощущать на себе
последствия кризиса. Снижение грузооборота
от 10 до 30% не может не отразиться на
финансовых показателях работы предприятий
и защищенности портовых работников.
В некоторых
портах профсоюзные организации, понимая
непростое экономическое положение,
идут навстречу администрациям и
согласовывают приказы о четырехдневной
рабочей неделе. Например, в Херсонском
морском торговом порту такой приказ
может вступить в силу с 1 августа, если
положение не удастся исправить за счет
перевалки зерновых. Похожие проблемы
у Ильичевского порта, который приостановил
тендер на закупку перегрузочного
оборудования. Профком ИМТП уверен, что
ситуация на предприятии усугубляется
новым руководством порта и сегодня
объявил предзабастовочное состояние.
Все это подводит
нас к вопросу: насколько конструктивной
является политика Министра транспорта
и связи Украины К.Ефименко по смене
начальников портов?
Если рассматривать
вопрос по существу: насколько новое
руководство портов способно отвечать
экономическим вызовам, которые стоят
сегодня перед предприятиями, а не
заниматься «дерибаном» и перераспределением
финансовых потоков?
Порты Украины
возлагают надежды на увеличение
грузопотоков за счет экспорта зерновых,
однако Министерство агропромышленного
комплекса из-за
прошедших дождей предполагает ограничение экспорта на уровне 5-7%, который
уже задерживается на месяц. Поэтому,
скорее всего, надежды украинских морских
портов не оправдаются, и их начальникам
придется привлекать другие грузопотоки,
отчего ситуация становится еще более
непростой.