Черноморский флот: полная реанимация

2010-06-24 12:42:04

Главнокомандующий ВМФ России объявил о планах обновления и укрепления Черноморского флота.



Былое величие

Как известно,
Соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота 15 апреля
1994 года подписали в Москве тогдашние руководители России и Украины Борис
Ельцин и Леонид Кравчук. Этим документом, в частности, определялось раздельное
базирование ЧФ России и ВМФ Украины в Крыму. А 28 мая 1997 года оба президента
уже в Киеве подписали соглашение "О статусе и условиях пребывания
Черноморского флота РФ на территории Украины", которым срок пребывания
российских кораблей и аренды объектов инфраструктуры российской стороной
устанавливался до 2017 года – правда, с возможностью продления. При этом России
запрещалось увеличение числа кораблей, вооружения, их модернизация, а также
увеличение личного состава (который ограничивался 25 тысячами человек). Во
времена прежнего украинского руководства российские военные порою не могли даже
вывезти с базы нуждающуюся в ремонте технику.

Чем ближе к
концу срока пребывания, тем настойчивее украинское руководство давало понять
российской стороне, что пролонгации соглашения не будет, и "москалям"
следует готовиться к срочной эвакуации своего флота в 2017 году. Поколебать
Ющенко и его команду не могло даже то, что за сохранение Черноморского флота на
территории Украины высказывалось большинство жителей этой страны.

Между тем не
секрет, что российский флот в Крыму переживает далеко не лучшие времена.
Напомним, что во времена Советского Союза Черноморский флот имел статус даже не
морского, а океанского, бороздил просторы не только Средиземноморья, но и
Индийского океана, Атлантики. Каждый год в мировой океан выходило до 100 боевых
и вспомогательных кораблей. К печально известному 1991 году Черноморский флот
ВМФ СССР включал в себя 835 кораблей и судов всех классов, насчитывал до 100
тысяч человек личного состава, 60 тысяч рабочих и служащих. Это было мощное
военно-морское формирование, способное оперативно решать любые задачи.

Если во
времена СССР флот мог противостоять объединенным силам НАТО в Средиземном море
и полностью контролировал акваторию Черного моря, то нынче он уступает по
численности ВМС Турции, Болгарии и Румынии.

К тому же, по
прогнозам экспертов, в ближайшие 10-15 лет большинство кораблей Черноморского
флота из-за физического износа не в состоянии будет выйти в море: они сгниют и
проржавеют.

К этому можно
добавить еще и текущую политику Минобороны РФ по оптимизации личного состава. В
прошлом году на ЧФ в рамках военной реформы сократили 2 тыс. 616 человек. До
конца 2010 года планируется сократить еще 7,5 тыс. человек, из них тысячу
офицеров Черноморского флота. В начале этого года сокращены на треть объемы
финансирования судоремонта на Черноморском флоте, объявлено об увольнении
значительной части рабочих с судоремонтных заводов.

Шаги к
возрождению

Луч надежды
блеснул для Черноморского флота после избрания в этом году президентом Украины
Виктора Януковича, который, в отличие от своего тезки Виктора Ющенко, нацелен
на более тесное и прагматичное сотрудничество с Россией. На переговорах в
Харькове 21 апреля президенты России и Украины подписали соглашение, согласно
которому срок пребывания российской базы на территории Украины продлевается на
25 лет с правом продления еще на 5 лет. А 27 апреля Госдума России и Верховная
Рада Украины одновременно ратифицировали этот документ. Таким образом,
Черноморский флот остается в Крыму до 2042 года.

Комментируя
это событие, президент Украины Виктор Янукович заявил, что Черноморский флот
станет "одним из гарантов безопасности среди стран бассейна".

Подписание
соглашение открыло новые перспективы для российского флота, в том числе в
области его модернизации. Впрочем, некоторые эксперты на Западе, потрясенные и
даже шокированные произошедшим, все же высказывали мало скрываемую надежду на
то, что продление пребывания Черноморского флота на Украине не принесет России
никакой практической пользы. Даже наоборот, окажется бесполезным и даже
невыгодным с геополитической точки зрения.

Так, эксперт
центра "За американский прогресс" Самуэль Чарап обращал внимание на
то, что в планах министерства обороны РФ нет планов перевооружения или
переоснащения ЧФ. Стало быть, учитывая нынешнее состояние ЧФ, за четверть века
он попросту перестанет существовать. "С практической точки зрения не очень
понятно, для чего России нужно оставлять свой флот в Крыму, – удивлялся
американский эксперт. – Наверное, в России это считают гарантией того, что
Украина не будет членом Североатлантического альянса".

Однако Чарап
оказался неправ. В своих выводах он рассчитывал, во-первых, на то, что
Соглашение 1997 года запрещает России модернизацию флота, во-вторых, был уверен
в достаточно критическом состоянии российской судостроительной отрасли в целом.
По отзывам специалистов, в нашем Отечестве с каждым годом сокращается число
квалифицированных судостроителей, на верфях работают люди преклонного возраста,
молодежь сюда калачом не заманишь. К тому же кораблестроители в основном
нацелены на выполнение зарубежных заказов, дающих валюту, а на отечественный
флот государство денег почти не выделяет.

Между тем в
последнее время ситуация несколько изменилась. Украина в обмен на газовые и
иные уступки со стороны России согласилась на обновление кораблей Черноморского
флота.

Разумеется,
все это обставлено разного рода оговорками. Так, секретарь комитета Верховной
Рады по иностранным делам Леонид Кожара из Партии Регионов считает, что замена
кораблей может быть проведена, "если это не будет предусматривать общего
усиления количество боевого состава".

Его коллега по
комитету Тарас Черновол тоже убежден, что проблем по обновлению Черноморского
флота не существует. "Но при этом классификация новых кораблей должна
соответствовать тем, что будут выведены, – делает оговорку украинский депутат.
– Если будет, например, выведен патрульный корабль, вместо него нельзя будет
завести ракетный крейсер".

Однако сейчас
подобные ограничения не станут помехой для модернизации. Дай Бог для начала
заменить все обветшавшие корабли, стоящие на приколе. Кроме того, в Крыму у
России есть мощные корабли, явно предназначенные для решения более глобальных
задач, нежели пребывание в Черном море. Например, флагман Черноморского флота,
гвардейский ракетный крейсер "Москва" – океанский корабль, не
предназначенный для локальных конфликтов, поражающий цели на расстоянии от 300
до 600 км
и практически непригодный для ближнего боя. Что ему делать на Понте Эвксинском?
Или большой противолодочный корабль "Сметливый" – тоже дальнего
радиуса действия. Эти корабли легко можно заменить на сверхсовременные боевые
суда иного типа, а при необходимости после убедительных переговоров с
украинской стороной – даже один "большой" корабль на несколько
"поменьше".

Впрочем,
многие на Украине считают, что Россия имеет право модернизировать свой флот без
всяких оговорок.

"Продление
срока базирования ЧФ в Севастополе означает автоматическое разрешение на его
модернизацию, поскольку если говорили, что корабли до 2017 года могут
заржаветь, то пребывание до 2042 года без модернизации вообще невозможно",
– убежден главный редактор телерадиокомпании "Бриз" Военно-морских
сил Украины Мирослав Мамчак.

Не столь
плачевны дела и с российским кораблестроением. Еще в 2009 году главком ВМФ
России Владимир Высоцкий анонсировал строительство новых кораблей для
Черноморского флота. Он заявил, что с 2010 года планируется ежегодно
закладывать по одному надводному кораблю дальней морской зоны и по одной
подлодке для ЧФ России.

"Такие
возможности сегодня есть, проработки все выполнены, и как бы не складывалась
экономическая ситуация, эта программа будет одной из приоритетных", –
сказал главком.

А 21 апреля в
Киеве после решения президентов Украины и России о продлении сроков пребывания
Черноморского флота РФ в Крыму бывший первый заместитель главкома ВМФ России
адмирал Игорь Касатонов высказался еще более определенно. Он прямо заявил, что
с 2011 года флот начнет пополняться новыми кораблями.

"Те, кто
ратовал за вывод ЧФ из Севастополя, теперь, наверное, могут успокоиться лет на
25-30, а, может быть, и навсегда", – сказал Касатонов.

От слов – к
делу

Напрасны
стенания и по поводу того, что Россия неспособна обеспечить свой флот
современными боевыми кораблями. Об этом на недавнем на заседании Совета
безопасности по вопросам развития судостроения заявил верховный
главнокомандующий, президент России Дмитрий Медведев. Он подчеркнул, что Россия
была и должна остаться ведущей морской державой. "Чтобы
продемонстрировать, какое значение руководство страны придает решению этой
стратегической задачи, президент в июне лично участвовал в церемонии вывода со
стапелей атомной субмарины четвертого поколения "Северодвинск".
Россия просто обязана провести эффективную модернизацию военно-морских сил,
активнее строить самые современные корабли", – сказал глава страны.

А главнокомандующий
Военно-морским флотом России адмирал Владимир Высоцкий в среду выступил с
конкретными фактами и цифрами, которые показывают, что Черноморскому флоту
будет уделяться особое внимание в планах укрепления обороноспособности страны.
Он сообщил, что до 2020 года для ЧФ решено построить 15 фрегатов и неатомных
подводных лодок в соотношении 60 на 30. Один фрегат и одна неатомная подводная
лодка начнут строиться уже в этом году.

Адмирал
перечислил ряд кораблей и субмарин, которые со временем поступят на вооружение
флота, защищающего южные рубежи России.

Это –
дизель-электрические подводные лодки проекта 677 "Лада"
водоизмещением 1765 тонн, длиной 67 метров и шириной 7,1 метра. Максимальная
скорость подводного хода – 21 узел, надводного – 10 узлов. Дальность плавания
экономичным ходом – 650
миль
. Автономность плавания – 45 суток. Максимальная
глубина погружения – 300 метров.

Головная лодка
проекта "Санкт-Петербург" в настоящее время проходит государственные
испытания. На субмарине установлено свыше 170 приборов и систем, которые в
России ранее не выпускались. В частности, гидроакустическое покрытие нового
типа обеспечивает подлодке повышенную скрытность, а новый силовой
электродвигатель работает практически бесшумно даже на полной мощности.

На
"Адмиралтейских верфях" строятся корабли проекта 677
"Кронштадт" и "Севастополь". Лодки предназначены для
уничтожения подводных, надводных кораблей и судов противника, защиты
военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения
разведки.

Предполагается
также создать фрегат проекта 22350 водоизмещением 4,5 тыс. тонн. Предельная
длина – более 130 метров, дальность плавания – более 4 тысяч миль. Основное
оружие корабля – восемь противокорабельных крылатых ракет 3М55
"Оникс", новая 130-миллиметровая артиллерийская установка А-192,
противолодочный ракетный комплекс "Медведка-2", зенитный ракетный
комплекс средней дальности "Ураган". На корабле будет базироваться
корабельный противолодочный вертолет Ка-32.

Головной
корабль проекта 22350 – фрегат "Адмирал Горшков" из серии российских
многоцелевых боевых кораблей дальней морской зоны, являющихся частью программы
перевооружения ВМФ России. Его закладка состоялась 1 февраля 2006 года на
санкт-петербургском судостроительном предприятии "Северная верфь".
Корабль должен быть спущен на воду в 2011 году.

Новые корабли
придут на смену устаревшей технике, которая уже готовится к списанию. В
частности, среди претендентов на утилизацию большой противолодочный корабль
"Очаков" и дизельная подводная лодка Б-380 "Святой князь
Георгий", построенная в 1982 году.

"Черноморский
флот будет перевооружаться новыми кораблями, а не за счет перевода кораблей с
других флотов", – сказал главком ВМФ России.

Между тем
появилась информация о том, что в ближайшее время возможен перевод на
Черноморский флот РФ двух сторожевых кораблей Балтийского флота – "Ярослав
Мудрый" и "Неустрашимый". Однако, как пояснил Высоцкий, это
связано не с проблемой укреплением ЧФ, а с пиратскими угрозами в Аденском
заливе, где по-прежнему "шалят" сомалийские морские разбойники.
Расстояние от Севастополя до Аденского залива, где действуют пираты, намного
ближе, чем от Балтийска, резонно отметил Высоцкий.

Впрочем,
Черноморский флот могут пополнить не только суда, построенные в России. На
замену устаревшей технике может прийти французский вертолетоносец
"Мистраль", который в этом году планируют купить россияне. Сделку с
французами Минобороны РФ планирует подписать до конца года.

Кроме того,
экс-начальник отдела главных специалистов боевого применения ракетно-артиллерийского
оружия ВМС Украины Вадим Махно предположил, что украинская сторона не прочь
передать России недостроенный ракетный крейсер "Украина" – либо за
деньги, либо в обмен на ряд кораблей другого класса (6-7 единиц) по принципу
тонна водоизмещения на тонну водоизмещения. Правда, крейсер уже несколько
морально устарел и потому подлежит модернизации. Он находится на
судостроительном заводе в Николаеве и готов на 70%.

Так что
перспективы у развития российского южного флота существуют. Есть надежда, что
черноморцам не придется, цитируя известную песню полного тезки адмирала
Владимира Высоцкого, "штопать паруса и затыкать пробоины телами".

Легендарный
Севастополь по-прежнему остается городом русских моряков.

Обозреватель
Александр Сидоров, Interfax-Russia.ru