Константин Ефименко: «У нас министерство конкретных проектов, а не ток-шоу и театра»

2010-06-14 12:31:29

Первые 100 дней на посту министра транспорта и связи Украины Константин Ефименко провел, оживляя крупные инфраструктурные проекты, которые стартовали задолго до его назначения, а затем были фактически заброшены. Тем не менее глава одного из крупнейших министерств довольно смело говорит о намерении не только завершить их уже в ближайшее время, но и начать новые, рассчитанные на десять и более лет.




Что вы успели сделать за почти 100 дней
работы на посту главы Минтранссвязи?


Начал я с того, что завершил формирование
команды из руководителей отраслей, а
их у министерства шесть: железная дорога,
авиация, автомобильный транспорт, речной
и морской, автомобильные дороги и связь.
Это очень важный этап, от которого в
дальнейшем будет зависеть эффективность
всей работы. В итоге в руководящем
составе получился мощный сплав молодости
и опыта с четким видением направлений
развития. Кстати, коллектив принял меня
хорошо, за что я очень благодарен. Это
люди, искренне любящие свою работу.

Решив
кадровые вопросы, мы при подготовке
программы социально-экономического
развития Украины на 2010 год предусмотрели
конкретные законопроекты, которые
должны быть приняты в ближайшее время.
Из глобальных — это Воздушный кодекс,
законы «О морских портах», «О доступе
к внутренним водным путям», «О реформе
железнодорожного транспорта» и ряд
других принципиально важных документов.
В этом у нас есть полное понимание,
парламентским комитетом по вопросам
транспорта и связи. Кроме того, мы провели
встречи с руководителями крупнейших
предприятий в сфере управления
Минтранссвязи. Здесь, кстати, начали с
того, что составили список этих
предприятий, которого по каким-то
причинам ранее в министерстве не было.
Говорю об этом абсолютно ответственно.
Сегодня в этом списке 540 предприятий,
некоторые из них продолжительное время
не подавали отчетности, находились в
стадии банкротства, были фактически
брошены. Сейчас мы в этом вопросе навели
порядок и уже знаем, какие предприятия
целесообразно объединить в мощные
холдинги, какие — развивать самостоятельно,
а какие — отдать на приватизацию.

В
целом на предприятиях, находящихся в
прямом подчинении Минтранссвязи,
задействовано порядка 700 тыс. человек,
и они генерируют доход около 90 млрд.
грн. в год. Так что сектор этот достаточно
мощный и при правильном управлении
должен стать локомотивом выведения
экономики из кризиса. Именно такую
задачу я поставил перед своими
заместителями. Но Минтранссвязи —
министерство не только своих предприятий.
За три месяца я провел совещания с
крупнейшими частными компаниями в
ключевых отраслях, и обмен мнениями с
ними в дальнейшем будет регулярным —
с 12 отраслевыми группами планирую
встречаться раз в квартал. Это важный
инструмент для выработки государственных
решений.

Задача
министерства — в рамках партнерства
государства и бизнеса выработать
одинаковые правила для всех участников
рынка. Особенно актуален этот принцип
для портовой отрасли. Мы — за привлечение
инвестиций, но на честных, понятных и
прозрачных условиях. Я против того, что
компания, имеющая стол и вход в определенные
кабинеты, захватывает причалы, а потом
на оборотах от этого осуществляет
реконструкцию этих же причалов. Я
категорически против. Мы — за привлечение
профессиональных компаний с достаточными
оборотными средствами, которые — это
главное — имеют доступ к мощному потоку
грузов. Такие инвестиции мы поддерживаем.

Сегодня
основное, что сдерживает приток инвестиций
в этой отрасли, — это отсутствие закона
о морских портах. Позиция министерства
следующая: акватория порта, причальная
линия, судоходный канал, а также все
оборудование, связанное с морской
навигацией, должны находиться в
государственной собственности. Такое
понимание у министерства есть, но
нормативный документ отсутствует.
Поэтому правила игры не установлены, и
многие порты развиваются не в рамках
какого-то генплана, а достаточно хаотично.
Так что первоочередная задача в текущем
году — принятие этого закона.


При формировании коалиции должность
министра транспорта и связи проходила
по квоте блока Литвина, а высшее
руководство правительства представлено
Партией регионов. Это не вызывает
сложностей в ежедневной работе?


Это не вызывает никаких сложностей по
одной простой причине — три месяца
назад коалиция создавалась на основе
программы президента «Украина для
людей». Поэтому в ежедневной работе все
члены правительства — союзники в
ускорении реформ и наведении порядка.
Мы во многих вопросах помогаем президенту,
но хочу отметить, что это дорога с
двусторонним движением. Я по своей
работе вижу, что и президент, прислушиваясь
к нашему мнению, дает конструктивные
советы. Нормальный диалог у нас и с
премьер-министром, и со всеми членами
правительства.

Наверное,
кто-то хочет видеть интригу в этих
отношениях, но ее нет. Сейчас у нас просто
нет времени на политические разговоры.
Все настроены на системное реформирование
экономики.

Первая
задача, поставленная президентом, —
остановить спад. Вторая — выйти на
докризисные объемы производства товаров
и услуг. Я уверен: Минтранссвязи является
надежной опорой в выполнении поставленных
президентом задач. Лично для меня эти
задачи абсолютно понятны и выполнимы.


Какие конкретные проекты в ближайшее
время будут приоритетными для министерства?


Мы пересмотрели перечень проектов,
которые ранее реализовывало Минтранссвязи,
и сделали ставку на те, в которых
эффективность использования средств
максимальна. Из быстрых инвестиций на
ближайшее время — закупка железнодорожных
вагонов, реконструкция тепловозов и
локомотивов. Сегодня коэффициент их
полезного действия можно поднять
практически вдвое. Соответствующий
проект уже реализуется.

Еще
один приоритет — развитие аэропортов
в рамках подготовки страны к Евро-2012.
Глобальным проектом является реконструкция
аэропорта «Борисполь» и строительство
гостиниц вокруг него.

В
рамках развития портов предусмотрено
строительство нового комплекса на
Карантинном молу в Одесском порту,
увеличение мощности терминалов в
Ильичевском порту, а также ряд других
проектов.

Но
есть и не менее интересные, но более
долгосрочные проекты, например запуск
движения поездов со скоростью 250—300
км/ч. По таким проектам мы уже готовим
технико-экономическое обоснование,
чтобы приступить к их реализации. В
речной отрасли нам абсолютно понятно,
что на сегодняшний день потерян потенциал
Днепра как одной из мощнейших судоходных
артерий. Мы сейчас рассматриваем ряд
инвестиционных проектов, которые помогут
вернуть былой грузопоток в Днепр, что
приведет к созданию десятков тысяч
новых рабочих мест.


Не слишком ли вы смело беретесь за
долгосрочные проекты, учитывая, что
правительства в Украине меняются
достаточно часто?


У меня есть уверенность в том, что
президент проработает на своем посту
десять лет. У нас есть абсолютно все
возможности помогать ему выполнять его
программу все это время.


Успевает ли Минтранссвязи реализовать
свои проекты к Евро-2012?


По этому поводу никакой дискуссии быть
не может. Все программы, касающиеся
Минтранса, мы выполним. В основном это
реконструкция аэропортов, автомобильных
дорог и проекты в железнодорожном
транспорте. Уже в 2011 году мы закончим
приводить в порядок железнодорожные
вокзалы, а закупку дополнительных
железнодорожных вагонов для достойной
встречи Евро-2012 активно ведем уже сейчас.


Возможно ли к Евро-2012 в Украине такое
чудо, как автомобильные дороги европейского
качества?


Украина — европейская страна, поэтому
качественные дороги являются абсолютной
необходимостью. Могу взять на себя
смелость утверждать, что они обязательно
будут. Что нужно делать в этом направлении?
В первую очередь, развивать собственные
предприятия в этой отрасли.

Я
не являюсь сторонником привлечения
иностранных подрядчиков для строительства
дорог. Но, с другой стороны, я сторонник
приобретения за рубежом технологий
строительства и управления дорогами.
И говорю не только о введении платы за
проезд. Дорога — это бизнес в радиусе
300 метров: это и заправки, и рестораны,
и зоны отдыха. Вот такие технологии нам
нужно покупать и не бояться признавать,
что мы хотим учиться.

А
учиться мы будем у европейских лидеров
— Германии и Австрии. Мы уже обратились
к министерствам транспорта этих стран,
чтобы они помогли нам привлечь свои
проектные организации к разработке
глобальной программы строительства
дорог супервысокого качества. Как только
этот проект выйдет на стадию подписания
договоров, смогу рассказать о наших
задумках более детально.


Предыдущие министры транспорта и связи
сразу после назначения тоже ставили
амбициозные задачи, но не особо
продвинулись в их выполнении. Вы
учитываете их опыт?


На мой взгляд, самое главное для
эффективной работы любой власти —
стабильность и приемлемость. Я изучил
практически все программы, наработанные
предыдущими правительствами в транспорте
и связи. Со многими из бывших министров
провел встречи лично. Я не хочу сейчас
анализировать причины, почему раньше
что-то не получилось. Но готов рассказать
о том, что будем делать мы.

Честно
говоря, многие проекты, сегодня
остронеобходимые, задекларированы еще
в 2003—2004 годах. То есть новое — это хорошо
забытое старое. Мы сейчас поднимаем все
проекты, убираем на их пути бюрократические
преграды и делаем все, чтобы они в
ближайшее время были эффективно
реализованы. Одновременно к запуску
готовятся абсолютно новые долгосрочные
проекты, такие как строительство железной
дороги Москва—Вена по территории
Украины и кольцевая дорога вокруг
Черного моря.


Многие предприятия в управлении
Минтранссвязи долгие годы работали в
условиях политических и корпоративных
конфликтов, их руководители выясняли
отношения через прессу. Сейчас все
притихли. Как вы их усмирили?


Я просто собрал коллегию Минтранссвязи
и всем четко объяснил, что у нас
министерство конкретных проектов, а не
ток-шоу и театра. Если у кого-то есть
взаимные претензии, пусть решают их
между собой, не получается — пусть
обращаются ко мне. Но я запретил любое
вынесение скандалов на публику.

Это
не означает, что мы не готовы публично
говорить о проблемах. Мы открыты для
экспертов, журналистов и общественных
организаций. Но проблемные вопросы,
возникающие в отношениях хозяйствующих
субъектов или чиновников, найдем силы
решать внутри министерства. Иначе будет
крайне сложно добиться его эффективной
работы.


В последнее время в прессе активно
комментируется перспектива приватизации
«Укртелекома». Какова позиция
Минтранссвязи?


О продаже «Укртелекома» говорить пока
преждевременно, потому что этот вопрос
еще не рассматривался ни на правительственном
комитете, ни на заседании Кабмина.

Относительно
перспектив продажи «Укртелекома» есть
два подхода. Первый — продать его в этом
году за те деньги, которые он будет
стоить на нынешнем этапе развития. И
есть второй подход, о котором я услышал
во время встречи с министром связи РФ
Игорем Щеголевым. У них такая же проблема
со «Связьинвестом» и «Ростелекомом».
И в принципе, если не множить на масштаб,
проблемы «Укртелекома» и «Ростелекома»
фундаментально схожи. Это — отсутствие
роста, недостаточно прибыльная
деятельность, наличие убыточных услуг,
которые носят социально значимый
характер, таких как отправка телеграмм
и телефонная связь в сельской местности.

Как
развивать «Укртелеком» — понятно. В
первую очередь, это развитие широкополосного
доступа в Интернет и мобильной связи.
Мы уже три года идем этим путем. Кроме
того, начали работу над созданием Фонда
универсальных услуг, который в России
уже создан, а у нас о нем пока только
говорят. Фонд универсальных услуг —
это фонд, который будет наполняться из
отчислений частных операторов связи
для поддержания социальной услуги в
сельской местности. Понятно, что до
таких реформ и после них цена «Укртелекома»
будет разной. Но какая концепция победит,
можно будет сказать только после решения
правительства Украины.


А какую концепцию развития самого
Минтранссвязи вы видите на ближайшие
годы: это будет министерство,
сконцентрированное на управлении
госпредприятиями, или же оно станет
регулятором, который лишь задает
стандарты работы и контролирует их
выполнение?


Если мы посмотрим на Евросоюз, то на
сегодняшний день европейские министерства
транспорта занимаются только безопасностью,
нормативным регулированием и контролем.
Практически ни одного предприятия в их
управлении не осталось.

Проанализировав
административную реформу, которую
провела Российская Федерация за последние
пять лет, увидим, что там четко разделена
функция бизнеса и госрегулирования. На
сегодняшний день Минтранс РФ выполняет
в основном нормотворческую функцию. Я
глубоко убежден, что Украина пойдет по
такому же пути.

Министерство
должно заниматься государственными
задачами, а бизнесмены — бизнесом. Рано
или поздно у Минтранссвязи не останется
в управлении никаких предприятий. Они
будут переданы или в частные руки
посредством приватизации, или в
управление. Но этот процесс не должен
быть быстротечным и огульным. Он должен
быть абсолютно взвешенным и продуманным,
чтобы эти предприятия продолжали
развиваться и создавать рабочие места.

"Зеркало недели"