2010-06-14 13:14:08
Министр транспорта в начале июня сменил начальников Ильичевского и Феодосийского портов. В ближайшее время ожидается смена руководителей еще нескольких предприятий портовой отрасли. В отличие от прошлых лет, когда при смене власти новыми руководителями ведущих госпортов становились люди, политически близкие к кураторам отрасли либо непосредственно министру транспорта (с вариантами смотрящих при Рудьковском), то сейчас прослеживается иная тенденция. Главами компаний становятся люди из частного портового бизнеса, подконтрольного крупным бизнес-группам. Правда, на порты второго эшелона еще могут претендовать местные элиты, что подтверждает ситуация в Феодосии, Евпатории и Белгород-Днестровском.
Портам
сказали найти еще 300 млн.
Неприятным
сюрпризом для портов стало поручение
замминистра Оксаны Плотниковой от 7
июня, согласно которому Одесский,
Ильичевский и Мариупольский порты
должны были до 9.00 утра 8 июня доработать
финпланы в части уменьшения затрат и
увеличения прибыли. Фактически речь
идет об увеличении этого показателя на
20–25% — около 300 млн. грн. суммарно для
трех портов. А для бюджета это около 100
млн. грн. дополнительных поступлений.
Такие показатели могут быть достигнуты
за счет значительного сокращения
расходов на материальные затраты или
оплату труда. Или за счет увеличения
доходов, но для этого нужно где-то найти
еще 7–8 млн. т грузов.
Задача
усложняется также тем, что государственные
порты проигрывают в конкурентной борьбе
с частными стивидорными компаниями. В
последнее время стоимость перевалки у
них стала ниже на 20–30%, чем в госпортах.
26 мая руководители Одесского и Ильичевского
портов обратили внимание министра на
эту проблему. Они отметили, что демпинг
приводит к необоснованной потере портами
традиционных грузопотоков и ценовые
войны являются незаконными. Главы
госкомпаний ссылаются на приказ
Минтранссвязи №392 от 31.10.1995, которым
утвержден Сборник тарифов на переработку
грузов в портах. В этом документе
предусмотрено, что все субъекты
предпринимательства, независимо от
статуса, ведомственной принадлежности
и форм собственности, должны работать
по ставкам этого сборника.
КОЛОМОЙСКИЙ,
КЛЮЕВ, АБРАМОВИЧ
При
каждом переделе в портовой сфере в
эпицентре борьбы за влияние всегда
оказываются три порта Большой Одессы,
на которые приходится почти 60% грузооборота
всех МТП Украины. Традиционно первая
смена начальника в этой тройке произошла
в Южном. На его примере можно было понять
подходы к кадровой политике нового
министра транспорта. 8 апреля 2010 года
был уволен начальник порта Юрий Крук,
а исполняющим обязанности руководителя
предприятия назначен Вадим Пархоменко,
председатель правления ассоциации
«Союз портовых операторов». Эта структура
была создана на пике конфронтации между
частниками и госпортами. А теперь ведущая
роль в ней принадлежит компаниям
«Трансинвестсервис» (ТИС), «Нибулон» и
«Укртрансконтейнер». После прошлогодних
конфликтов с участием этих компаний и,
соответственно, Южного, Николаевского
и Ильичевского портов, назначение
Пархоменко можно расценивать как
своеобразный реванш частников. Уместно
вспомнить и то, что Пархоменко возглавлял
ООО «Причалы Коминтерна». Это предприятие
значится в списках аффилированных лиц
многих структур российского концерна
«Евразхолдинг», в Украине компания
реализует в порту Южный проект
строительства комплекса по перевалке
угля. В таком контексте данное кадровое
назначение можно расценивать как
своеобразный выход к морю Романа
Абрамовича. Есть у Вадима Пархоменко и
опыт работы в госаппарате — с января
2008 года по июнь 2009-го он был советником
премьер-министра Юлии Тимошенко. А в
2007 году нынешний глава Южного пытался
занять кресло начальника Ильичевского
порта на основании решения Червонозаводского
районного суда Харькова, которое
впоследствии было отменено.
На
прошлой неделе Ильичевский МТП вновь
оказался в центре внимания. 2 июня
Минтранссвязи назначил и.о. начальника
порта Константина Лавриненко. Он ранее
возглавлял Ильичевский рыбный порт,
который входит в структуру подконтрольной
группе «Приват» акционерной компании
«Антарктика». Таким образом в сферу
влияния Игоря Коломойского попал уже
пятый объект в сфере портового бизнеса.
Кроме Ильичевского рыбного порта группа
контролирует ЗАО «Синтез ойл» (нефтерайон
Одесского порта), ЗАО «Ильичевский
топливный терминал» и ООО «Бориваж»
(зерновой терминал в акватории порта
«Южный»). Так и не удалось выяснить, по
какой причине начальник ИМТП Геннадий
Скворцов сам написал заявление об уходе
и перешел на должность первого заместителя
начальника порта. Возможно, два года
назад противостоять попыткам министра
Иосифа Винского сместить его с поста
было легче, чем нынешним аргументам
Игоря Коломойского.
Пока
непонятной остается ситуация с начальником
Одесского порта. У Николая Павлюка
действующий контракт, и уволить просто
так Героя Украины как-то несолидно.
Впрочем, в портовых кругах курсируют
слухи о наиболее вероятном претенденте
на эту должность — Сергее Шостаке. Он
много лет проработал в Одесском порту
на различных должностях. В 2007–2008 годах
был заместителем гендиректора концерна
«Укрморпорт». Шостак считается креатурой
Андрея Клюева, как и нынешний глава
«Укрморречфлота» Сергей Крыжановский.
У
АХМЕТОВА ЗАБИРАЮТ МАРИУПОЛЬ?
На
этой неделе произошла смена начальника
Феодосийского порта. Владимир Очкуренко,
как и его коллега из Ильичевска, ушел
добровольно и остался первым заместителем.
А новым руководителем порта 7 июня стал
Анатолий Мунтян, который ранее занимал
пост заместителя начальника Ренийского
порта по общим вопросам. В Минтранссвязи
поговаривают, что это назначение не
обошлось без участия Бориса Дейча.
Самой
же странной может стать смена власти в
Мариупольском порту. Как стало известно,
на начальника порта Алексея Росинского
в последнее время оказывается давление.
Наши источники в Минтранссвязи в качестве
претендента на эту должность называют
начальника Ялтинского порта Егора
Иванова. Хотя не стоит забывать, что
основной экспедитор, обеспечивающий
грузопотоки Мариупольского порта, —
компания «Скиф-Шипинг», которая входит
в СКМ. Поэтому настойчивость министра
в отношении этой ротации явно вызовет
недовольство в Донецке.
Впрочем,
самым парадоксальным кадровым решением
стоит считать смену начальника
Белгород-Днестровского порта. Александр
Соборов в начале мая был уволен по
причине «нетрудоспособности», а его
место занял Олег Манитенко. Как сообщали
местные СМИ, до этого он работал в ОАО
«Белгород-Днестровский рыбокомбинат»
и был гендиректором ЧП «Укрпроект-Строй-Сервис».
А парадокс состоит в том, что рекомендовал
эту кандидатуру Андрею Клюеву еще 30
марта народный депутат Виталий Барвиненко,
возглавляющий одесскую облорганизацию
партии «Народная Влада» (лидер Иосиф
Винский). Как отмечено в письме депутата
(копией которого располагают), «Манитенко
О.К. является специалистом в сфере
развития судоходства, организации
морских перевозок и портовой инфраструктуры
малых портов Юга Одесской области».
В
целом уже состоявшиеся и ожидаемые
кадровые решения подтверждают, что
предпочтение отдается представителям
частного бизнеса, а не возвращению
портовиков из госсектора, которые были
уволены при предыдущей власти.
Александр
Арбузов, Комментарии