Нужна ли специализация украинским портам?

2010-06-03 16:26:24

Одной из главных задач в развитии украинских портов является определение их специализации. Соответствующее мнение озвучил представитель Ильичевского морского торгового порта Георгий Токман. По его словам, европейский опыт свидетельствует о том, что каждый порт имеет конкретную специализацию и именно это способствует как развитию портов, так и здоровой конкуренции между ними. Кроме того, это дает возможность вывести опасные грузы из тех портов, которые находятся внутри крупных городов.


Еще одной
задачей специализации предприятий является резервирование земель для
обеспечения сухопутных подходов к портам, что особенно важно для таких портов
как Одесский.

В то же время
директор института "Черноморниипроект" Сергей Никулин полагает, что
времена жесткой специализации портов ушли в прошлое. По его словам, сегодня
наступило время свободного предпринимательства, передает ИА «Эхо».

"Приоритеты,
связанные с экологической безопасностью, существовать должны, но так конкретно
специализировать, когда строились порты Южного и Ильичевска, сегодня не
актуально", – говорит Сергей Никулин.

Также он
отметил, что с точки зрения власти абсолютно все равно, какой собственник
приносит в госбюджет деньги: государственный или частный.

"Важнее
то, кто является собственником на стратегические объекты – это прежде всего
земля возле порта, причальный фонд и берегоукрепительные сооружения. Надо
решить как частном инвестору создать условия для работы на государственных
землях и мощностях", – говорит Сергей Никулин.

Директор
института подчеркнул, что "на полкорпуса впереди нас Россия" и
благодаря этому Украина может перенять их успешный опыт частного и
государственного партнерства.

Губернатор
Одесской области Эдуард Матвийчук, в свою очередь, полагает, что частные
морские терминалы в более выгодном положении чем государственные.

По его словам,
нет необходимости объяснять, "что такое порты Одесской области для
экономики Украины".

"Когда
задают вопрос про частный сектор в морской отрасли, то надо найти золотую
середину между частными и государственными морскими терминалами.
Ведь "частники" не несут той социальной нагрузки, которую несут
государственные предприятия. Они изначально находятся в более выгодном
положении чем государственные. Да, нам надо их сохранить и дать возможность
развиваться, там много людей работают с высокими зарплатами. Но при этом
нельзя "положить" государственные порты.

Также
губернатор отметил, что главное – это найти разумный баланс между частным и
государственным.

"При этом
должен быть разумный компромисс, который строится на учете государственных
интересов", – говорит Эдуард Матвийчук.

Директор
частного портового терминала ТИС Андрей Кузьменко отмечает, что морские порты и
терминалы существуют не для себя и государства. По его словам, если государство
уберет препоны, то "морская отрасль расцветет". "Заметьте, я
говорю не "создаст" условия, а именно "уберет препоны" .
Ведь морские порты и терминалы существуют не сами для себя. Не для того, чтобы
давать поступления в областной и государственный бюджеты, а чтобы
перерабатывать грузы. А их перерабатывать можно только если терминал
эффективен, если он предлагает интересные цены для заказчиков", – считает
Андрей Кузьменко.

Также директор
частного терминала отметил, что государство должно иметь цель – создать
эффективный морской транспортный комплекс, который предоставит максимум
возможностей для заказчиков по минимальной цене.